Крутой маршрут
Лето — время путешествий. Фото: предоставлено из архива Дмитрия Пащенко

Лето — время путешествий. Фото: предоставлено из архива Дмитрия Пащенко

Путешественник из Самары решил покорить столицы Азии

Доцент Самарского государственного технического университета Дмитрий Пащенко решил провести свой летний отпуск в седле велосипеда, и доехать на нем до столицы Индии. Через Казахстан, Киргизию, Китай и Пакистан. Два года подряд он ездил по Европе. На этот раз проложил маршрут по Азии. Корреспондент «Русской планеты» попытался узнать, что заставляет молодых людей проводить свой отпуск, крутя педали.

– Первое подобное велопутешествие, Дмитрий, вы совершили в 2013 году. 6500 километров за 54 дня. Вам было 26 лет. Самое время думать о девушках, а не о велосипеде…

Дело во мне. У меня была идеальная девушка, в моем понимании, которая, можно сказать, меня предала. Лучше ее пока никого не встретил. Собственно, в первое путешествие поехал, чтобы отвлечься. Поэтому до сих пор все происходит в сравнении с ней. Знаю, что не правильно, но ничего не могу поделать с собой.

– Но придумать такой маршрут: из Лиссабона в Самару на велосипеде?!

Я сам родом из Ханты-Мансийского автономного округа. Все детство занимался лыжным спортом. После школы спорт забросил и только на четвертом курсе университета взялся сел на велосипед. Сначала был уровень обычного любителя: покататься вечером. Потом стал принимать участия в велогонках местного значения. А позже увлекся велоспортом с головой, и он в долгу не остался. А Лиссабон… Все-таки это далеко от Самары?

– Ваши отчеты о велопутешествии от Лиссабона до Самары многие читали и задавались вопросом: как преподаватель кафедры «Промышленная теплоэнергетика» может быть в душе путешественником? Что здесь общего? Во второй половине вопроса, понятно, это романтика. А в первой что?

Здесь тоже своя романтика. Каждый раз приходится погружаться в схемы нового предприятия, разбираться в деталях, лазить по котлам и печам. Специфика моей профессии —  это энергетические обследования. Здесь не приходится сидеть на одном месте, часто бывают командировки.

– Не убедили. Романтик после школы не может поступить на такой факультет. В голову не придет.

Энергетиком стал совершенно случайно. Изначально хотел поступать на геологический факультет Саратовского госуниверситета, я родом из семьи геологоразведчиков. Но не прошел туда. Поэтому решил поступать на автомеханический факультет Саратовского технического университета, но здесь баллов оказалось больше, чем надо и меня зачислили на энергетический факультет. Так стал теплоэнергетиком. Ну, а потом аспирантура — уже в Самаре, кандидатская диссертация в 2011 году, и встреча промышленной теплоэнергетики и велопутешествий.

Найти напарника в Самаре — большая проблема, поэтому Дмитрий зачастую путешествует один. Фото: предоставлено из архива Дмитрия Пащенко

Найти напарника в Самаре — большая проблема, поэтому Дмитрий зачастую путешествует один. Фото: предоставлено из архива Дмитрия Пащенко

– В одном из своих отчетов о том, как вы провели лето, вы сказали, что живете и совершаете путешествия за счет энергоаудита. Это что?

Энергетическое обследование предприятия. Поиск слабых мест с точки зрения энергетики. Предложения по их устранению. Экономическое обоснование предложения. Если заказчику это интересно, и ты его убедил, начинается детальная проработка вопроса. За это и получаются основные деньги.

Если уж очень упрощенно, то получается такая цепочка: проблема — пути ее решения — технико-экономическое обоснование — работа по устранению этой проблемы. Я — не золотая молодежь, и зарабатываю своим умом.

Промышленная теплоэнергетика — это работа по большей части зимой, весной и осенью, а лето часто бывает свободным. Летом — велопутешествия.

– Ваши студенты, наверняка читают отчеты о путешествиях. Неужели не нашлось ни одного такого, который мог бы стать вашим напарником? Вдвоем все-таки проще…

Студенты не читают мои заметки. Или делают вид, что не читают. Не хочу хвастаться, но на моих парах, особенно когда лекции поточные, почти всегда — аншлаг. За минут 30 до конца пары всегда делаю перерыв и рассказываю студентам о каком-нибудь интересном случае из путешествий. Слушают с интересом, следовательно, заметки не читают…

Вопрос единомышленника для меня принципиальный. Где-то в своих отчетах я говорил, что есть, пожалуй, только один-два человека из моих друзей, с кем бы я мог проехать подобное. Но они заняты и им пока не до путешествий.

Мы часто ходим вместе в пешие походы, зимой ездили в Иран, следующей зимой хотим в Африку. А с велосипедистами беда. Если честно, на всю миллионную Самару у нас едва наберется два-три десятка человек, кто по физическому состоянию будет готов проехать подобный путь.

– Читая ваши заметки, я сделал вывод, что за два года путешествий по Европе, вы испугались один раз в Грузии, когда в 200 метров от вас сошел селевой поток, смывший часть военно-грузинской дороги. Вы действительно считаете, что природа опаснее людей?

Природы не надо бояться. Бояться — это глупо. Природу надо стараться чувствовать и понимать, и она тебе ответит взаимностью.

Сель, действительно, был самым сложным моментом в путешествиях, так как там все было на грани фола. Поднимись уровень воды еще на метр, и меня бы смыло, как и все остальное.

– В вашем новом маршруте присутствует такая страна, как Пакистан. У любого грамотного человека, думаю, при слове «Пакистан» возникает ассоциация «талибы». Вы точно поедите через эту страну на велосипеде?

Страхи и все, что с ними связано — это в основном результат пропаганды и негативного представления Пакистана в СМИ. Уверен, что будет все хорошо. Отзывы туристов говорят, что это крайне гостеприимная страна. Я зимой был в Иране и почувствовал на себе иранское гостеприимство. У мусульман принято помогать путешественникам, Коран велит. Правда это относится больше к шиитам, а в Пакистане большинство суннитов. Посмотрим, что из этого выйдет.

– Маршрут нового путешествия когда начинаете разрабатывать? За полгода? Раньше?

Особо маршрут никогда не готовлю. Я не рисую никаких карт. Знаю просто примерный перечень крупных городов, через которые надо проехать. Вот и все! Паспорт уже подал в китайское консульство. Через неделю будет готова виза, и сразу буду делать индийскую. Потом пакистанскую, так как индусы не дадут свою визу, если в паспорте будет пакистанская стоять.

В Джамму и Кашмире находится одна из самых высоких дорог в мире с перевалами по 5700 метров. Я так высоко еще не забирался. У меня пока в арсенале есть только Скалеттапасс в Швейцарских Альпах — 2606 метров. Хочу попробовать, что это такое. Говорят, что после 5000 метров настигает истинная сущность бытия.

– Какие языки, кроме английского, вы знаете, как общаетесь с теми, кто вас не понимает?

Я стараюсь понемногу учить языки тех стран, через которые еду. Это нельзя назвать даже «знаю язык». Это всего лишь десяток-другой фраз, но я всегда пытаюсь говорить на языке тех людей, в гостях у которых  нахожусь. Весьма сносно знаю итальянский и чуть-чуть немецкий. Это как раз те языки, про которые могу сказать, что я их знаю, но очень плохо. Славянские языки — чешский, словацкий, сербский — на том же уровне, что и итальянский с немецким. Чуть лучше знаю украинский.

В живом общении нет преград языковых. Мне удавалось общаться с испанцами, которые не знали иностранных языков, с персами, которые кроме фарси ничего не знали. А так, английский на самом низшем уровне знают очень многие. Поэтому с общением не бывает проблем. Кстати, сейчас учу немного киргизский язык, так как буду долго ехать по Туркестану, где живут казахи, киргизы, дунгане, уйгуры, а у них язык практически одинаковый.

Найти напарника в Самаре — большая проблема, поэтому Дмитрий зачастую путешествует один. Фото: предоставлено из архива Дмитрия Пащенко

Найти напарника в Самаре — большая проблема, поэтому Дмитрий зачастую путешествует один. Фото: предоставлено из архива Дмитрия Пащенко

– В Европе у вас возникали проблемы с интернетом. В более бедной Азии, могу ошибиться, проблем будет не меньше. Как будете выкручиваться, ведь люди, следящие за вашим путешествием, будут ждать ежедневных отчетов?

В Европе не было особых проблем, за исключением Германии и востока Турции. Там я ехал без местных сим-карт. Не покупал, так как страны очень часто менялись. Здесь будут, скорее всего, местные сим-карты и телефонный интернет. Да, возможно, каждый день, как раньше, не получится писать, но через день буду стараться.

Опять же будет телефонная связь с моими друзьями, которые за меня будут коротко сообщать о том, где я, и что со мной.

– Бюджет ваших, как вы их называете, походов выходного лета, каждый раз уменьшается. Экономите на чем-то или делаете большие вложения до старта?

Перед первым походом у меня практически не было снаряжения, и я был неопытен в вопросах поиска ночлега. Поэтому был такой большой бюджет — под 100 тысяч рублей. В 2014 году дней в поездке было больше, а денег потрачено меньше почти в два раза. Во многом это обусловлено оптимизацией затрат и помощью новых друзей. Меня часто кормили бесплатно, так же как и ночлег был часто бесплатным. Ночлег под крышей я имею в виду, в домах разных. Когда ночевал на природе, денег, понятно, никто не просил.

– Тем не менее, вы перед очередным походом задействовали народное финансирование.

  Да, английское слово краудфандинг не каждый россиянин может произнести. Но смысл моего обращения в другом. Друзья, знакомые всегда просят меня привезти из путешествия какой-нибудь сувенир. А тут я могу отправлять сувениры совершенно незнакомым людям из той части света, где они никогда не будут. Да, за это предлагается заплатить. Но ведь никто никого не заставляет. Собственно поэтому и запустил свою страничку на «Планете».

Кому нужны магнитики, открытки или что-то другое из того же нетуристического Пакистана, могут делать заказы.

– Вопрос не в тему. Вы часто в походах фотографируетесь в виде птицы, подозреваю, орла. Почему?

Эта тема появилась совершенно случайно, когда я первый год гнал на велосипеде из Португалии в Россию. Мне довелось ехать по испанской Галисии, где было много гор, и за день был набор высоты больше 3000 метров. Обычно 1000 метров на 200 км считается уже высоко. И тут на макушке горы я сделал фотку в виде орла. Форумчане меня таки прозвали «горный арёль». Потом приходилось соответствовать.

– На этот раз ваш путь лежит через пустыни и снега. Про вас не спрашиваю, велосипед-то выдержит?

У него выбора нет. Надеюсь, все пройдет в штатном режиме.

– А почему все-таки Индия? Хочется ноги помыть в Индийском океане?

Целью была не столько Индия, сколько маршрут через горы. В Индийском океане я уже купался, поэтому теперь очередь индийских Гималаев настала.

Здесь нет предрассудков, типа «Индия — страна слонов и йоги». Все просто — из Пакистана глупо уезжать домой, так как маршрут коротким получится. В Иране я был, остается только Индия и Афганистан, но в последний, по известным причинам, я пока не горю желанием ехать.

– Заметил одну вещь. В Мон-Венту вы оказались, когда там финишировал этап «Тур де Франс». В Дрездене вы были в день, когда Германия стала чемпионом мира по футболу. Это случайность или расчет? Что-то подобное задумали в поездке в Индию?

Нет, совсем нет. Все происходило спонтанно и само собой. У моих путешествий есть главное правило — никогда ничего не планировать дольше, чем на один-два дня. Все может перевернуться с ног на голову за считанные часы.

Хочу процитировать интересную мысль одной из своих заметок. Она мне очень нравится: «Вообще, в этом походе я как тот лось, бегущий через горящий лес. Меня ведет судьба. Я доверяюсь всему, что меня окружает. Я гулял по городу Лиепая в Латвии с бандой уголовников и получил, пожалуй, самую интересную экскурсию в своей жизни. В Вене, когда я собирался ночевать в парке, меня пригласил к себе ночевать абсолютно незнакомый мужик в костюме Санта Клауса, и это было, пожалуй, самое запоминающиеся знакомство. Вчера, меня позвали поужинать какие-то мужики, которые сидели на краю дороги и они закормили меня на убой. В обычной жизни, я, да как, наверное, и многие, вряд ли бы стал общаться с этими людьми без особой надобности, но поход - это совсем другая жизнь. Жизнь, полная приключений и впечатлений, жизнь, которая не терпит слово «если». Здесь нельзя говорить: «А что, если …?» Здесь надо просто либо делать, либо не делать. Про «если» надо забыть. «А если дождь?», «А если велосипед сломается?», «А если ограбят?», «А если машина собьет?» ...Вы только представьте, что было бы с моим мозгом, если бы думал об этом на протяжении всего похода... Он бы взорвался!»

«Подобные затраты не могут повысить рейтинг властей» Далее в рубрике «Подобные затраты не могут повысить рейтинг властей»Газетная статья о правительстве Самарской области обойдется бюджету в 5 млн рублей Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»