«Золотые руки по роду шли…»
Говорят, если игрушку в руки взять, то ставить назад и отдавать уже не хочется. Фото: из архива Александра Гутарева

Говорят, если игрушку в руки взять, то ставить назад и отдавать уже не хочется. Фото: из архива Александра Гутарева

Автор уникального проекта «Самарская игрушка» бесплатно обучает детей ремеслу и готовится к ЧМ-2018

В начале мая в Самарской области лучшим деятелям культуры вручили губернаторские гранты. В их числе — автор уникального проекта «Самарская игрушка» Лора Городецкая. После 15 лет забвения заслуженный мастер, работы которой известны за рубежом, получила не только признание у себя на родине, но и новое задание: изготовить сувенир к предстоящему чемпионату мира по футболу. «Русская планета» познакомилась с коллекцией глиняных игрушек и узнала у мастера их секрет.

«Здесь вся моя долгая жизнь отражена»

– Говорят, если мою игрушку в руки взять, то ставить назад и отдавать уже не хочется, — улыбается Лора Константиновна. — Хочется ее с собой унести. С этим посылом она и сделана — с добротой, чтобы он к людям вернулся. В сердце у каждого и добра, и мягкости в достатке, только не у всех они востребованы. Поэтому сейчас люди агрессивны, раздражены. Несмотря на то, что магазины продуктами да одеждой наполнены. Надо бы людей сначала просветить, а потом бы уже кормить!

Речь мастерицы, увлеченной созиданием новой игрушки, мягкая и незатейливая, так и напоминает созданные ею образы с простыми и очень добрыми названиями. Тут тебе и «Мужик с поросенком и сушками», и «Баба с гусем», и «Окно желтое с черным котом и цветами».

– В нашей самарской игрушке настоящий мир отражен, — говорит мастер. — Но если дымковская больше детская, то самарская игрушка несет другое значение. Каждую я подписываю добрым пожеланием, каждая обогащена непредсказуемыми образами, за счет чего вызывает эстетический интерес. Вся моя долгая жизнь в них отражена, мое военное детство.

Работы Городецкой на официальном уровне признаны уникальным видом современного декоративно-прикладного искусства.

– Родилась я в семье очень талантливых людей, — объясняет Лора Константиновна свои творческие способности. — Золотые руки по всему роду шли! Прапрабабушка моя была искусной белошвейкой — из крепостных. И за ее золотые руки дал ей барин вольную. Открыла она в Самаре свою мастерскую, да так прославилась, что оплатили ее клиенты учебу моей бабушки в гимназии. Лучшей в учебе моя бабушка была. И дружила с ней в гимназии одна купчиха. Бабушка ей всячески помогала и за это купчиха взяла ее однажды на бал. И там бабушка познакомилась со своим будущим мужем. Изумительно в церковном хоре пел. И до того был хорош собой, что увидела его в деревне барыня богатая и взяла с собой в город на обучение. Влюбились друг в друга дедушка с бабушкой. Поехал он в столицу, дослужился до небольшого военного чина, вернулся свататься. Бабушка ему и говорит: «А что, Иван Герасимович, вы к вину склонны?» — «Да уж мимо рта не пронесу!» — «С этой минуты бросайте пить на веки вечные, тогда буду вашей женой и помогу вам экстерном гимназию окончить». С тех пор вина у нас в доме не водилось.

Любовь к наукам заложили дочери, которую отправили учиться в пединститут на учителя музыки.

– Я засыпала и просыпалась под звуки Шопена, — вспоминает мастер. — И вот приехал к нам в Самару врач-хирург, поляк. С женой, с детьми. Он старше моей мамы на 10 лет был, но такая между ними любовь вспыхнула, что помешать ей ничто не могло. Жена папина как узнала, что он с другой гуляет, выставила ему чемоданы за дверь. Только в 37-м году счастье наше закончилось. Папу арестовали и расстреляли за то, что он поляк. Вскоре арестовали и расстреляли всех его родственников, включая первую жену. Мама моя прожила недолго и в паническом страхе. Воспитала меня бабушка. И любила играть я в вишневом саду, где находила глину и лепила игрушки. Начинала с кукольной посуды.

«Что вы носитесь со своими черепками!»

По образованию Лора Городецкая художник. Закончила три курса школы искусств и 14 лет проработала в портретном цехе фоторабот. Наставники были из знаменитого тогда Пензенского училища.

– Там научилась особому искусству, целому таинству, которое даже называлось не ретуширование, а лепка лица! — рассказывает Лора Константиновна. — Оно и сейчас у меня в росписи игрушек выходит, только в игрушке сложнее: это же целая музыка из прикосновений к глине. А я ее глубоко понимаю, знаю, чувствую.

После Городецкую пригласили работать в кино: реставрировать старые фотографии для кинохроники. А как появилось телевидение, мастер сразу взялась за новое для себя дело — рисование персонажей, и даже прошла стажировку на «Союмультфильме».

С детской артелью объездили всю Россию. Фото: из архива Александра Гутарева

С детской артелью объездили всю Россию. Фото: из архива Александра Гутарева

В 1984 году Лора Городецкая открывает свою студию при Центре внешкольной работы Железнодорожного района Самары. Последовали 12 лет взлета, за которые самарская игрушка получила профессиональное признание.

– Несомненно, в работах Лоры Городецкой есть художественная ценность, — говорит заведующая отделом этнографии Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина, в фондах которого есть коллекция из 256 игрушек Городецкой, Наталья Лосева. — Это современный вид декоративно-прикладного искусства, бренд Самарской области, один из первых шагов по развитию внутреннего туризма и созданию собственной сувенирной продукции региона. Дело в том, что в Самаре не было глиняной игрушки, не успела она сформироваться. Она сначала появилась в «малоземельных» регионах с большой плотностью населения как подсобный промысел, способ еще одним путем заработать денег. У нас же край земледельческий, наделы давались большие, плотность населения была маленькой, и в историческом аспекте не было необходимости создавать свою игрушку. Да и глины хорошей в Самарской области не было. Двадцатое столетие все изменило. И игрушки Городецкой оказались востребованными как вид искусства.

Сама Лора Константиновна вспоминает о том времени с большой ностальгией.

– Мы со своей детской артелью объездили всю Россию, — говорит мастер. — Как нас принимали в государственном центре фольклора, сколько чудесных людей меня поддерживали. Я встречалась с патриархом Алексием II, который, узнав о том, что я учу детей своими руками создавать красоту, благословил меня.

Городецкую позвали открыть студию в областном Дворце пионеров. Ее хвалили, ею гордились, ее фамилию называли как достижение всей сферы культуры региона. Тогдашний градоначальник Олег Сысуев покровительствовал ей и даже пообещал открыть свою мастерскую — «домик-пряник». Но все закончилось с назначением нового замдиректора Дворца пионеров.

– Мы достигли таких успехов, что могли мои недоброжелатели только злобно шипеть, — рассказывает мастер. — В 1997 году Сысуев ушел, давление на меня началось еще больше. Недруги мои злорадно шипели: мол, ну и где твои покровители, где твой домик-пряник? Новым градоначальником стал Георгий Лиманский, к которому после назначения я отправилась прямо в кабинет. Он принял меня, я прямо спросила: «Скажите, нужна моя игрушка? Если нет, то я сворачиваю всю работу!» — «Нужна, конечно! Что вы говорите, вы  у нас человек заслуженный!». На том все и кончилось. Больше меня к Лиманскому не пускали, а помощница его, завидев меня, с порога кричала: «Что вы носитесь со своими черепками?! Неужели дел других больше нет!» Очень я раздражала их.

Студию при Дворце пионеров закрыли. Городецкая открыла мастерскую у себя на дому. Работать ее никуда не брали.

– Просто забыли, — уточняет мастер. — Пришла я в «Стройкерамику», попросилась на работу или хотя бы дать глины. Они попросили у меня фото игрушек. Мне ничего не дали, а по фото сами стали игрушки мои производить. Да так извратили образ, что я даже ругаться с ними не стала. 15 лет я прожила в глубокой нищете. Знакомые советовали идти на рынок игрушками торговать. Да не могу я этого сделать! Они не для коммерции, а для души сделаны.

Спасла тогда Городецкую только работа. Он создала новую «Лебединую коллекцию», которую сейчас мечтает выставить на людское обозрение.

– В труде горе забываешь, кусок хлеба добываешь, — делает вывод мастер.

«Стимул для учителей»

Ситуация кардинально изменилась с приходом нового губернатора. Николай Меркушкин лично попросил Лору Городецкую создать сувенирный ряд к ЧМ-2018.

– Пришел человек взрослый, знающий, понимающий, и как-то сразу между нами возникло доверие, — говорит мастер. — У меня появилась надежда, меня пригласили работать в школу № 12, у меня новые планы — лишь бы здоровье не подвело! Дети пока еще не все понимают, зачем я пришла, они и не видели глиняную игрушку, но преображаются на глазах на моих занятиях.

– Родители рады, дети, Лору Константиновну это общение делает счастливее, — вторит мастеру директор школы № 12 Елена Горячева. — Дети, не совсем успешные в учебе, проявляют свои таланты в этих занятиях. Она самодостаточна, талантлива, полна энергии и является стимулом для всех нас, учителей. И мы надеемся, что наши ученики станут ее последователям.

Полученный грант мастер потратит на ремонт балкона в своей квартире и ляжет на недельку в платную клинику.

Сувенир к ЧМ разрабатывает педагог вместе с детьми. Летом займется основательно. А еще мечтает выпустить три книги со своими стихами и о самарской игрушке.

– Мне бы сил хватило наполнить верой тех людей, которые в меня верят, — улыбается Лора Константиновна.

«Жить здорово» в Самаре Далее в рубрике «Жить здорово» в СамареКакая диета на каждый день позволит сбросить лишний вес и быть стройной Читайте в рубрике «Титульная страница» Выборы и КрымЗачем Госдума перенесла дату выборов президента и отменила открепительные удостоверения Выборы и Крым

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»