«Мы будем просто красить забор»
Организаторы фестиваля считают, что, если в городе ничего не делается для сохранения истории, нужно брать все в свои руки. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»

Организаторы фестиваля считают, что, если в городе ничего не делается для сохранения истории, нужно брать все в свои руки. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»

Активисты из Самары восстанавливают облик исторических строений и делятся опытом с единомышленниками из других городов

В Самаре и Казани стартовал фестиваль восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» — акция, в ходе которой добровольцы до конца лета отреставрируют несколько старинных домов. Инициатором этого мероприятия выступила редакция самарского интернет-журнала «Другой город». Прошлым летом в ходе первого «Том Сойер Феста» удалось вернуть первоначальный облик трем домам на улице Льва Толстого, рядом с городской филармонией в Самаре, восстановить деревянную резьбу на фасаде и наличниках. В этом году такое же преображение ожидает купеческий дом XIX века на улице Галактионовской, продолжены будут также работы на улице Льва Толстого. Остальные объекты приложения сил последователей Тома Сойера пока уточняются.

…Историческая часть Самары большей частью построена в XIX–начале XX века, когда происходил бурный расцвет этого купеческого и ремесленного города, прозванного современниками «русским Чикаго». Модерн купеческих особняков соседствует с тонкими шпилями готического костёла, созданного на средства польских эмигрантов, лепнина и кованые решетки — с деревянной резьбой. Внутри кварталов, за арками и воротами, — путаница двориков и закоулков, сравнимых с одесскими, трава у покосившихся заборов, жасмин и сирень в палисадниках. По мнению многих, натура уже уходящая, лишь мешающая развитию и благоустройству современного города. И жить в этих домах, зачастую неблагоустроенных, с протекающими крышами и обваливающейся штукатуркой, мягко говоря, не слишком удобно, и денег у самих жителей на ремонт нет, а городу, дай Бог, отреставрировать хотя бы дома, являющиеся официально признанными памятниками архитектуры…

А на пятки то там, то тут наступают точечные и комплексные застройщики, втыкая посреди квартала старинных домишек то офисную высотку, то жилой дом с подземным паркингом. Тихо, постепенно уродуется, разрушается, стирается целая эпоха, историческая и архитектурная среда, несущая в себе неповторимый облик и дух волжского города, выросшего на перекрестке путей между Европой и Азией и впитавшего черты культуры многих населяющих ее народов и переселенцев из разных уголков России. И это огромная боль для всех, кто любит и чтит городскую историю.

– Почему возникла идея «Том Сойер Феста»? От безысходности, — говорит главный редактор интернет-журнала «Другой город» Андрей Кочетков. — Мы очень любим старую Самару, и когда видим, что ничего не делается для ее сохранения, хочется брать дело в свои руки.

И когда пару лет назад на одном музыкальном фестивале Андрей и его друзья в очередной раз говорили о старой Самаре и о том, что могут сделать они лично, кто-то обронил фразу: «А может, будем просто брать и красить заборы?»

Так что имя неистощимого на выдумки юного героя Марка Твена, сумевшего не только превратить унылую повинность по покраске забора в увлекательнейшее предприятие, но и ненавязчиво припахать к этому всех уличных мальчишек, всплыло тут не только благодаря чувству юмора организаторов, но и оказалось пророческим. Красить заборы, вернее, фасады домов на улице Льва Толстого, пришли в прошлом году в общей сложности около 140 волонтеров — не только благодаря публикациям в прессе, но, в большей степени, соцсетям и «сарафанному радио». Немалую лепту внесли и спонсоры — строительные и торговые фирмы Самары, обеспечившие добровольцев материалами и инструментами. Так же, на общественных началах, был разработан молодыми архитекторами проект восстановления домов, согласован городскими властями. На брандмауэре одного из домов художники выполнили настенную роспись, отражающую в том числе и прошлое дома, где размещалась шляпная мастерская. Нынешним летом на домах, восстановленных в ходе прошлого «Том Сойер Феста», появились таблички с краткой исторической справкой и информацией о фестивале и его спонсорах.

В этом году открытие фестиваля происходило в несколько необычной обстановке, напомнившей о другом любимом с детства литературном персонаже, — на крыше дома № 89 на улице Галактионовской, за чаем с вареньем и бисквитами. «Карлсоновскую» нотку в «Том Сойер Фест» внесла яркая и энергичная дама, хозяйка нескольких квартир в этом доме, дизайнер и модельер одежды и текстильного интерьера Вера Закржевская, пригласившая волонтеров к себе на оборудованную ею на крыше летнюю площадку-террасу. О проблемах старой Самары Вера знает не понаслышке – за этот дом, составляющий единый ансамбль с нынешним объектом «Том Сойер Феста», 91-м домом, ей пришлось выдержать настоящую судебную войну с чиновниками. Когда два года назад земля под ним вдруг понадобилась неким застройщикам, дом внезапно по документам оказался аварийным и предназначенным к сносу, однако благодаря активности Веры и ее друзей, шуму, поднятому в СМИ, и поддержке общественных организаций здание удалось отстоять.

Деревянная резьба больше похожа на иркутскую, чем характерную для европейской части страны. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»

Деревянная резьба больше похожа на иркутскую, чем характерную для европейской части страны. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»

– Я надеюсь, что в итоге весь город приведут в порядок, — говорит она. — Многие из нас бывали в европейских городах, исторический облик которых сохраняется тысячелетиями, и у нас есть прекрасный опыт, например, Казани, где сохраняют хотя бы фасад дома.

Интересна и сама история этой городской застройки, датирующейся 1869 годом. Как удалось выяснить организаторам фестиваля, изначально это усадебное место принадлежало семье священника, а затем было выкуплено купцом первой гильдии, организовавшим здесь, в Самаре, производство кокосового мыла, а в 1907 году на свои средства электрифицировавшим целый квартал. Необычен и внешний облик этого дома, с круглым окошком на фасаде и деревянной резьбой, больше похожей на иркутскую, чем характерную для европейской части страны. Сейчас большая часть деревянного декора демонтирована и отправлена на реставрацию в мастерскую, при этом части, не подлежащие восстановлению, будут изготовлены заново.

На открытие фестиваля пришли более пятидесяти волонтёров, готовых в ближайшее время приступить к работе, и нет никакого сомнения, что в течение лета появится гораздо больше людей, готовых посодействовать восстановлению исторической среды руками, знаниями или материальными пожертвованиями.

– Я следила за фестивалем в прошлом году в социальных сетях, мне очень понравилось, это здорово, — говорит Татьяна Буровова, учитель информатики, волонтёр общественной организации «Домик детства», работающей с детьми-сиротами. — Но в прошлом году у меня не получилось принять участие, а в этом решила прийти. Со мной будет приезжать работать ученица, выпускница 11 класса, и вчера мы видели здесь еще ребят-школьников.

Многие участвуют в фестивале второй раз, как историк по образованию Евгений Малинкин, работающий главным специалистом Самарского областного государственного архива социально-политической истории.

– У меня работа такая — сохранять память, пропагандировать, — делится он. — Я очень люблю старую Самару, а тут выдалась возможность не просто спасти памятник, а создать заново, открыть новую городскую достопримечательность. На фотографиях, выложенных на сайте, можно увидеть, как раньше выглядели дома на улице Льва Толстого и как они преобразились — они прямо сияют.

О любви к старой Самаре, о любви деятельной, активной, преображающей говорили и другие участники. И это, пожалуй, главный секрет заразительности их примера. На прошедшем весной в Казани форуме Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), где Андрей Кочетков рассказал о самарской акции, в резолюцию была внесена рекомендация распространить этот опыт и на другие города. Уже в этом году, 11 июня, «Том Сойер Фест» открылся и в Казани, где силами добровольцев будет восстановлено три дома.

– Мы сделали достаточно много для того, чтобы вынести нашу историю, которую мы с вами делали, в федеральную повестку, — сказал, подводя итоги подготовки к фестивалю, Андрей Кочетков. — Мы очень много ездили в Архангельск, Москву, Петербург и рассказывали о том, что здесь произошло, и этот пример очень многих воодушевил в других городах. И теперь вряд ли кто-то осмелится говорить о том, что старая Самара никому не нужна, что это удел какой-то небольшой кучки безумцев.

С 25 по 29 июня в Самаре в рамках фестиваля пройдет школа Центра прикладной урбанистики, в которой примут участие активисты и волонтеры, занимающиеся обустройством городской среды, из разных городов. Обсуждается также возможность обмена в течение лета с казанскими волонтерами, чтобы ребята приехали поработать на наших объектах, а самарцы — в столицу Татарстана. Однако, как сказал Андрей Кочетков, поработать на «Том Сойер Фесте» можно будет «не только руками, но и мозгами и душой»: в планах организаторов проведение во дворе дома №89 на Галактионовской концертов джазовой и классической музыки, а также лекций краеведов, историков и специалистов по урбанистике из Москвы. 

Продолжатели живых традиций Далее в рубрике Продолжатели живых традицийСамарские фольклористы представили забытые песенные традиции на юбилее ансамбля «Вольница» Читайте в рубрике «Титульная страница» Мы новый град построимВозможно ли перенести столицу России за Урал — и надо ли? Мы новый град построим

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»