«Никакая мультимедийная доска не заменит указку с мелом»
Сергей Кочережко. Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ

Сергей Кочережко. Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ

Учитель года РФ Сергей Кочережко — о реформе образования, переписке с детьми в соцсетях и об утонувшей Жанне Д’ Арк

Самарского учителя истории и обществознания Сергея Кочережко первым с днем рождения поздравил лично Владимир Путин. Неделю назад педагог МБОУ Гимназии № 1 выиграл главный конкурс педагогического мастерства в стране «Учитель года–2015», а после подведения итогов полетел на съезд лауреатов в сочинский образовательный центр «Сириус», где и встретился с президентом 8 октября. Во время поездки Кочережко дал интервью корреспонденту «Русской планеты».

– Сергей, была ли победа ожидаемой? И что в борьбе за главный приз пришлось преодолеть?

– В моей жизни много случайностей. У меня нет педагогического образования. Оканчивал я исторический факультет Самарского государственного университета. Поступая на первый курс, и предположить не мог, что когда-нибудь буду работать в школе. А на 5 курсе, когда меня отправили в школу на практику, я, можно сказать, воплотил свою детскую мечту стать учителем. Предложили остаться. Остался. Случайность. А то, как человек реагирует на эти случайности, зависит от самого человека, нам самим под силу превратить случайности в закономерность.

А по поводу конкурса — тут было несколько этапов. Муниципальный, региональный и всероссийский, в котором участвовали 77 представителей от субъектов Федерации. После заочного тура и открытого урока отобрали 15 кандидатов. Затем последовали следующие три испытания: мастер-класс, образовательный проект и дискуссия. По итогам в финал вышли пять человек. Потом эти пятеро, я в их числе, принимали участие в «круглом столе образовательных политиков» с главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым.

Многие финалисты конкурса признавались, что одним из самых сложных этапов для них стал открытый урок. Хотя, казалось бы, каждый учитель за день проводит несколько уроков…

– Все дело в том, что открытые уроки проводятся с учениками, с которыми ты не знаком. Например, на городском этапе я давал урок не в своей гимназии, а в другой школе. На областном меня вновь ждали дети из другой самарской школы. Ну а всероссийский этап конкурса проводился уже с учащимися учебных заведений Татарстана. Конкурс всегда «путешествует» и приезжает в тот регион, где живет победитель прошлого конкурса, в прошлом году первенство взяла учитель из Татарстана. Теперь вот в 2016 году та же участь ждет самарских ребят — участники всероссийского финала будут давать уроки самарским детям.

Чему был посвящен ваш открытый урок?

– Мой урок посвящался истории древнерусского государства. Если говорить о форме — я предпочитаю классическую форму урока. Не люблю групповую работу и работу в парах. Стараюсь на занятиях отбирать интересный материал, который позволил бы посмотреть на предмет с необычной стороны. И уже на основании этого сделать необычные выводы, о которых, возможно, не всегда принято писать в учебниках.

Итоги эти нередко опровергают выводы тех самых учебников. Например в открытый урок всероссийского этапа конкурса я включил пять относительно устойчивых мифов об истории древнерусского государства. Так, все вроде бы знают, что в 1242 году на Ледовом побоище на дне Чудского озера оказалось огромное количество воинов в доспехах. Под лед они ушли из-за внушительного веса их облачения. Но ведь об этом не говорится ни в одном историческом источнике, разве что в сценарии фильма гениального режиссера Сергея Эйзенштейна. Но может ли фильм быть историческим источником? Да, это замечательное художественное произведение, но не более того. Однако образ в головах засел, и мы этим пользуемся.

А если говорить о слагаемых успешного урока, то как должно строиться занятие и можно ли скучный урок превратить в увлекательный?

– Я не устаю повторять: чтобы детям было интересно, нужно, чтобы интересно это было и учителю. Мне, например, история очень нравится, и я львиную долю своего свободного времени посвящаю подготовке к урокам. Нередко приходится «перелопатить» огромное количество материала, чтобы потом на уроке уделить этому вопросу пять минут. Но это имеет свой эффект. У меня иногда складывается впечатление, что авторы учебников истории об этих «интересностях» намеренно умалчивают. Мы с детьми пытаемся добыть то, чего в учебниках не нашли.

Дмитрий Ливанов, Ольга Голодец, Сергей Кочережко и Виктор Садовничий на церемонии вручения награды «Учитель года». Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ

Дмитрий Ливанов, Ольга Голодец, Сергей Кочережко и Виктор Садовничий на церемонии вручения награды «Учитель года». Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ

А вообще, на каждом уроке должна быть какая-то определенная сверхидея — сегодня это называют метапредметной ценностью. На примере материалов древнерусского государства я выходил на тему миссии государства как такового. На занятии мы с ребятами пытались прийти к выводу, что миссия древнерусского государства, согласно данным летописей, есть идея стать центром мира накануне второго пришествия Христа. Напомним, что люди в эпоху Средневековья были весьма верующими и верили в реальность скорого конца света. И то, как летописец описывает события и действия князей, впоследствии трансформируется  в концепцию превращения Руси в центр мира накануне апокалипсиса. В этой концепции я не оригинален — потому как я учитель, а не историк и исследователь — и здесь я опираюсь на труды профессора Игоря Данилевского.

***

– Пару лет назад повсеместно говорили о реформировании системы российского образования. Сначала ЕГЭ, потом ГИА, теперь вот экзамены для перевода из начальной школы...

Особенность нашей системы образования в том, что она находится в постоянном процессе реформирования. В этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это хорошо, так как все время появляется что-то новое. С другой стороны — это новое меняется так быстро, что ты не успеваешь к этому привыкнуть.

Взять ту же систему Единого государственного экзамена — казалось бы, здесь наметилась тенденция к изменениям в лучшую сторону. К примеру, в этом году по ряду предметов, в том числе по истории и обществознанию, исчезли вопросы с простым перечислением вариантов. Но опять-таки — как учителям за год научить детей «переформатироваться» под другой тип вопросов и другой тип заданий? Если говорить обо всей системе образования, то, с одной стороны, она постоянно «реформируется», а с другой, она лишь учится подстраиваться под требования времени, информационного общества. Сегодня не нужно давать детям готовых знаний. Нужно научить детей искать информацию. Ученикам необходимо также овладеть методом достижения цели в рамках проектной деятельности.

– Но ведь российская система образования достаточно консервативна.

– Да. И в этом снова есть и плюсы, и минусы. Действительно, многим учителям школ и преподавателям вузов гораздо проще и удобней, несмотря на требования времени, читать свой курс, написанный 20 лет назад. Именно поэтому многим школьным учителям и преподавателям высших учебных заведений придется изменить подход к работе.

Но самое интересное, что во всех официальных документах этот подход уже провозглашен, непонятно только, как все это реализовать на деле. Все это требует большого количества времени и сил, поэтому нельзя все взваливать на плечи учителей. Государству и руководству системы образования необходимо систематически повышать квалификацию учителей, чтобы они могли справиться с поставленными перед ними задачами.

А еще стоит изменить структуру высшего педагогического образования, чтобы оно также соответствовало требованиям времени, а то у нас получается, что в вузе на протяжении 4 лет студента учат по старой схеме, а затем, когда он приходит работать в школу, от него требуют действий согласно новой. К тому же у нас в педагогических вузах недостаточно практики, и многие выпускники вузов попросту боятся детей, не знают, как с ними работать.

– Вы первое время тоже учеников боялись?

– У меня была другая болезнь — «болезнь молодого учителя». Это когда ты на уроке хочешь и пытаешься рассказать все, что знаешь. Порой забывая о возрастных особенностях детей. Некоторое время ушло на то, чтобы переучиться. А чтобы переучиться, требуется время и опыт старших коллег. Я очень благодарен коллегам с кафедры истории гимназии № 1, на уроках которых я учился и буду учиться. Я часто хожу на уроки коллег.

– А двойки на уроках часто ставите?

– Я человек принципиальный, у меня двойки бывают и за четверть. Один раз даже за год двойку одну поставил. Ученик там просто не хотел трудиться. А школа — это труд. И не надо думать, что у учеников «учителя года» двоек не бывает. Вообще же, в отношении каждого ребенка должен быть индивидуальный подход. Да, это трудно. К тому же мальчики и девочки в разном возрасте по-разному реагируют на порицание и похвалу. Внимание надо обращать на все: на тип характера, на темперамент. В этом и есть трудность воспитания.

***

– Ученики вас с победой поздравили? Заждались уже, наверное?

– Каждый день пишут сообщения во «Вконтакте», спрашивают, когда приеду. Говорят: «Нам ГИА в мае сдавать!»

– И такое неформальное общение посредством социальных сетей у вас приветствуется?

Поскольку у нас информационное общество, уйти от этого никак нельзя. К тому же обмениваться с детьми «быстрой» информацией — дать ответ на вопрос, пояснить домашнее задание — действительно гораздо проще через «Вконтакте» или созданный мною сайт. Сегодня у многих учеников есть куча гаджетов.

Но ни в коем случае нельзя на уроке из этих технических средств делать цель. Очень часто можно увидеть такие инновационные уроки, в которых все занятие посвящено тому, что происходит на интерактивной доске. Все сидят за компьютерами, и никакого живого общения не происходит. Нельзя забывать, что IT — это всего лишь средство. Настоящее мастерство учителя — воспитать хорошего человека с мелом в руке и с одной доской на стене, а уж есть компьютер или нет — это другой вопрос. Представьте, если в школе выключат свет, а у тебя весь урок построен на использовании интерактивной доски — ты же в лужу сядешь. Мастерство учителя в том, чтобы, даже если все это отключат, ты провел интересный урок.

– Правда ли, что вы собираете «перлы» учеников?

– Когда проверяешь задания ЕГЭ, такого начитаешься…У кого-то Жанна Д’ Арк утонула, а не сгорела, у других глухим вдруг сделался Моцарт, а не Бетховен. Слепоту многим «приписывают». Я, когда проверяю работы, всегда эти «забавные» опусы выписываю. Пусть дети учатся на чужих, а не на своих ошибках.

– Чем вы увлекаетесь?

– Моя слабость — интеллектуальные игры. Часто с друзьями собираемся в клубе «60 секунд» и играем в «Что? Где? Когда?». Много свободного времени занимает «Клуб молодых педагогов», председателем которого я являюсь. Именно здесь я обрел верных друзей и познакомился с будущей женой. Она тоже учитель — английского языка. Поэтому нам всегда есть о чем поговорить. Сидят сейчас дома с 8-месячной Лизой и папу ждут.

– Дочери подарок приготовили?

– Привет вот с пожеланиями счастья от президента России везу. У меня теперь есть не только хрустальный пеликан, но и именные часы от президента. А у дочки — поздравления за подписью Путина. Здорово, что я родился в этот день!

Житница Волги Далее в рубрике Житница ВолгиИстория «Хлебной биржи»: почему Самара утратила статус центра торговли пшеницей Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»