Трансформация эпох
Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»

Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»

Исторические события и модные тенденции — на открытках двух столетий

В самарском историко-краеведческом музее им. П.В Алабина проходит выставка «Он и Она: мужчина и женщина в почтовой открытке». Наряду с существующими видами изобразительного искусства почтовая открытка знакомит нас с воплощениями и стандартами идеала мужчины и женщины XIX–XX веков. В калейдоскопе представленных образов раскрываются символы красоты, времени и пространства на протяжении нескольких эпох. Корреспондент РП побывал на выставке и убедился в том, что почтовая открытка не только средство коммуникации, но и настоящее произведение искусства.

На сегодняшний день в фондах музея насчитывается порядка 3000 почтовых открыток, 300 из которых задействованы в самой экспозиции. По замечаниям организаторов, идея создания такой выставки обусловлена тем, что до недавнего времени отдел истории показывал тематические экспозиции, минуя постоянные коллекции музея. Таким образом, уже в начале марта многочисленное собрание почтовых открыток было представлено посетителю.

– Мы отсмотрели почтовые открытки, и обнаружили в них целую галерею женских образов. Но так как женский мир существует в неразрывной связи с мужским, мы решили проследить, как раскрываются стандарты идеала женской и мужской красоты в изобразительной открытке, — поясняет заведующая отделом истории историко-краеведческого музея им. П.В Алабина Ирина Лазарева.

В основе художественной концепции выставки лежит идея замкнутой темы в рамках отдельно взятой витрины, — комментирует ведущий художник историко-краеведческого музея им. П.В Алабина Олег Ефимушкин. — На вертикально ориентированном паспарту, напоминающем страницу фотоальбома, представлены подлинники почтовых открыток. Так как сама открытка представляет собой все-таки легкий жанр, было принято решение расположить подлинники в гармоничном ненавязчивом ритме. Для того чтобы более детально рассмотреть представленные в экспозиции подлинники было решено вывести их электронные копии в интерактивное пространство.

Свою историю почтовая открытка ведет с 1869 года. Именно в этот период появляются почтовые карточки, которые применялись в качестве поздравительных отправлений или как элемент личной коллекции. Изобразительная открытка появляется в 1872 году, после Франко-Прусской войны. Ее предтечей стали случаи, когда солдаты изображали произвольные рисунки на почтовой карточке, посылая сообщения с фронта. Одновременно с этим событием почтовая открытка появляется и в России, однако в изобразительном варианте она распространяется только в 1895 году, когда министерством внутренних дел было официально разрешено отпечатывать почтовые карточки частного изготовления. Первоначально это были фотографические видовые открытки, изображавшие достопримечательности Москвы. До этого на протяжении почти двадцати с половиной лет, иллюстрированные открытки завозились к нам из Европы.

Красота и совершенство образов

Открывает экспозицию галерея женских образов дореволюционного периода, главным образом эпохи ар-нуво. До конца XIX – начала XX века была типична неоднозначная и двусмысленная концепция женской красоты, с загадочным взглядом, вызывающей сексуальностью, которая притягивает и одновременно угрожает опасностью. Прекрасная и вздорная, нежная и лживая, объект любования и насмешки — такой двойственной предстает женщина в мире почтовой открытки начала XX века. Особую популярность в указанный период получают мифологические сюжеты, а евангельские образы тем временем переосмысливаются, приобретая черты «роковых женщин».

Открытки рубежа веков знакомят нас со всевозможными моделями женского платья, головных уборов, причесок, украшений и аксессуаров. Некоторые из этих моделей сопровождаются историко-бытовыми предметами, заставляя представленные образы «оживать». Так, воссоздать атмосферу женского мира в указанную эпоху помогают миниатюрные веера, шляпки, перчатки, сборники стихов и т.д.

Мода эпохи модерн завораживает своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее. Если мы обратимся к элементам женского костюма, то здесь сможем увидеть как на смену пышным и объемным платьям приходит абсолютно утонченный крой, создающий ощущение легкости и невесомости. Этот костюм отказывается от всего старого и присягает новой вере. Неотъемлемым элементом женского гардероба были шляпки, которые пышно украшались цветами, перьями, декоративными лентами, оборками из кружева, воздушными тканями и тесьмой. Женщины эпохи модерн носили шляпку с большим достоинством: выйти из дома без нее считалось дурным тоном. Главным требованием к шляпке было то, чтобы она едва касалась прически, и было совершенно незаметно, как она прикреплена. Немаловажным атрибутом, дополняющим неземной женский образ, был изящный зонтик.

Так же на рубеже веков были популярны изображения в стиле «ню», где восхищение вызывают не только лицо женщины и ее наряды, но и обнаженная фигура. Женщину, затянутую корсетом и задрапированную с ног до головы, сменяет свободная красавица.

– В большинстве случаев на почтовых открытках мы встречаем картины художников, которые экспонировались в парижских салонах. На такие образы можно смотреть без стеснения, так как главной целью художника была трансляция первозданной красоты женской природы, — говорит Ирина Лазарева.

Дореволюционная фигура мужчины трактуется как образ творца и созидателя. Это был представитель сразу трех, казалось бы, несовместимых качеств: разумность, мужская сила и интуиция. Это любитель всего нового и неординарного, который способен создавать собственную реальность и жить в ней, поддерживая творческий беспорядок и воспевая свой воображаемый мир. Среди представленных портретов мы можем встретить всеми узнаваемый образ Льва Толстого, родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева, и образ великого композитора Людвига ван Бетховена.

Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»

Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»

Кроме того, в указанный период было весьма популярным изображение театральных актеров Московского художественного театра 1910 гг., с их неповторимой харизмой и многоликостью творческих амплуа. Однако, по мнению Ирины Николаевны Лазаревой, несмотря на многогранность натуры, образ мужчины мало менялся с течением времени. Но в открытках мы можем проследить смену психологического портрета мужчины на протяжении всего времени. Говоря о внешнем облике, мужская одежда в обозначенный период окончательно унифицировалась: крой упростился, цвета стали более однообразными. Неотъемлемым атрибутом мужского образа была трость.

Фигура мужчины существовала в едином тандеме с женским образом. Это, несомненно, мужчина-революционер, охваченный бунтарскими настроениями. Такой мужчина всегда находился в оппозиции. Невозмутимый, уверенный в себе и решительный. Его потребность в свободе безгранична. Он высоко ценит индивидуальность и открыт для передовых идей. 

Мужские и женские образы указанного периода, отличаются от предшествующей эпохи своей документальностью и в некотором смысле аскетичностью художественного решения: большинство изображений выполнены в одноцветной печати и низком качестве.

Эпоха индустриализации

В 30-е годы XX века с развитием фототехники популярной становится фотооткрытка с элементами документального репортажа: изобразительное фотоискусство во многом шагнуло вперед, привнося с собой новые художественные решения в оформлении почтовых открыток:

– Продолжая традицию революционной эпохи, главными героинями фотоизображений были сильные и независимые женщины. Только теперь на смену революционеркам пришли героини труда, чей подвиг воспевался в художественной культуре. Одним из примеров может послужить серия фотооткрыток с изображением женского экипажа самолета «Родина» (самолет АНТ-37 «Родина» — знаменитый самолет, который по официальным данным в сентябре 1938 года совершил беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, протяженностью 6450 км, — Примеч. авт.). Это были первые в истории нашей страны женщины, которые были удостоены званий Героев Советского Союза, — комментирует Валерия Плетнева.

Отличная от будничного образа советской женщины внешность героини кино славилась своей утонченной и грациозной натурой. Изображения актрис любили печатать на открытках. В некоторых семьях до сих пор сохранились коллекции этих фотографий.

Женская мода советского периода не была отмечена многообразием стилей в отличие от предшествующих эпох. Унифицированный характер одежды более не подчеркивал изящности женской фигуры. Однако мода тех времен была продиктована не только идеологическим подтекстом.

– По сравнению со столичными городами, куда приезжали иностранцы, в провинции наблюдалось затишье: провинциальным модницам ориентироваться было попросту не на кого. В формировании женского образа большую роль играли журналы «Работница», «Крестьянка». По представленным в них моделям создавались индивидуальные наряды, — поясняет Лазарева.

В экспозиции представлены открытки с портретами артистов Куйбышевской оперы. В дополнение созданного антуража на витринах расположились театральные программки и предметы личного обихода советских актеров.

Продиктованный веянием времени в указанный период популярным становится героический образ мужчины-первооткрывателя, который бросает вызов самой природе. Это было время, когда страна грезила покорением Севера.

Единением двух театральных миров в экспозиции стала авторская выставка бумагопластики, центральным объектом которой стала тематическая «3D» открытка «Он и Она».

– Идея дополнить выставку ретро-открыток изделиями из бумаги заключалась в том, чтобы подчеркнуть разнообразие ее применения. Изделия выполнены в технике бумагопластики, которая является трехмерным прочтением изобразительного пространства, — комментирует Анна Митко, главный художник Сызранского драматического театра имени А.Н.Толстого. — Так же центральная часть экспозиции представлена объемными фигурами: это женщины в костюме стиля «Ампир», «Ханума», Ангел города, Муза Мельпомена, Боярыня Акулина, Лилитук (кукла-макет Лилитука — инопланетного цветка в спектакле «Космические пираты»).

Несмотря на абсолютную полярность мужской и женской природы, мир каждого из них определялся исключительно в процессе совместного взаимодействия. Финальным аккордом становится воссоединение мира мужчины и женщины. Здесь мы можем увидеть открытки с изображением влюбленных пар, и результат их союза — дети. Венчают экспозицию поздравительные пасхальные и праздничные советские открытки.

Представленные в экспозиции подлинники очень подробно прослеживают эволюцию образов на протяжении веков, оставляя в поле зрения самое главное — время над идеалом не властно. 

Индексация-2016: что ждет пенсионеров Самары Далее в рубрике Индексация-2016: что ждет пенсионеров Самары«Русская планета» собрала всю актуальную информацию об изменениях в начислении пенсий Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»