Новости – Общество
Общество
Бытовые вещи как предметы искусства
Веера вышли из моды в начале XX века, но в свое время они считались непременным дамским аксессуаром на любых светских раутах. Фото: из архива Татьяны Макеевой
Чем пользовались женщины сто лет назад ради удобства и красоты
15 января, 2016 19:06
10 мин
В самарском Доме-музее им. Ленина открылась выставка, посвященная жизни российской женщины конца XIX–начала XX века. Свою коллекцию дамских туалетов, предметов быта и аксессуаров столетней давности из Москвы привезли Сергей и Татьяна Макеевы. Посетителей ждет масса открытий: назначение многих экспонатов, вполне обыденных и привычных для жителей царской России, нашим современникам удается понять лишь после разъяснения авторов экспозиции.
Сергей Львович и Татьяна Андреевна занялись коллекционированием, а впоследствии и организацией выставок, много лет назад. Он журналист, писатель, драматург, когда-то создал ныне известный музей барона Мюнхгаузена. Она, по специальности врач-педиатр, по крупицам собирала предметы старинного быта — преимущественно, дамские. Все началось с тех раритетов, которые достались ей от прабабушки Марии Александровны, которая в 1905 году получила диплом доктора медицины Женевского университета. Жительница Санкт-Петербурга, одна из первых женщин-врачей России, она прожила долгую и нелегкую, но очень интересную жизнь. К ней привозили раненых после взрыва в приемной у Столыпина, в годы Первой мировой она работала в земском госпитале, а в Великую отечественную жила в Крыму, оккупированном немцами. У правнучки, среди прочего, сохранился ее дневник.
Сама выставка, привезенная Макеевыми, — лишь небольшая часть их коллекции под условным названием «Мир женщины сто лет назад». По словам авторов, их героиня — дама из общества, а ей могла быть как гувернантка, служившая в приличном доме, так и ее хозяйка-аристократка. В собрании есть вещи, которые присутствовали в обиходе у широких кругов, но имеются и такие, что могли принадлежать лишь женщинам из высшего общества. Коллекция делится на три категории. Первая — «Дамские штучки» или «Дамское счастье» — как раз и представлена на самарской выставке. Она включает в себя предметы моды, безделушки, атрибуты всевозможных женских занятий и увлечений, а также некоторые символы быта, касающиеся дома и семьи. Вторая — «Дети». Здесь — экспонаты, несущие в себе информацию о воспитании, образовании, хобби жителей крупных городов. Присутствуют в этом разделе игры и игрушки, какими они были в культурных семьях: куклы и солдатики, модные в те времена волшебный фонарь и стереоскоп, настольные игры и даже технические приборы вроде электролото или набора для выжигания, которым умело пользовались, в том числе, и сами женщины. Третья категория коллекции — «Веера»: этот предмет, вышедший из моды и употребления в начале XX века, в свое время был непременным дамским аксессуаром на любых светских раутах и стал одним из символов эпохи.
– Сергей Львович, возле каких экспонатов публика останавливается чаще всего?
– Посетителей интересует разное. Кто-то восхищается красотой бытовых вещей, тогда они были хоть и серийного производства, но в гораздо большей степени предметами искусства, отражающими моду времени. Например, даже рукоятка ножичка или пилочки для ногтей выполнены в модном тогда стиле арт-нуво. Других людей привлекают необычность вещей, их отсутствие в современном обиходе: кринолин, турнюр. Когда посетители их видят, неизменно поражаются – как же это носили, как в этом можно было ходить? Женщины, конечно, удивляются сложностям фасона платьев. Замысловатая отделка, большое количество кружев, даже те, кто умеет шить, не могут понять, как же это делалось? Да мы и сами зачастую удивляемся, как это гладили, как стирали? Оказывается, была масса приспособлений. Вот, например, яйцевидная металлическая штука на пруте с деревянной ручкой. Никто не может сказать, что это такое. А это утюг для проглаживания шляпки! Таким нагретым яйцом гладили изнутри головные уборы. У нас, кстати, есть целая категория так называемых «загадочных предметов», рядом с которыми вместо названия — надпись, «отгадайте, что это такое»? Правильный ответ — в конце экспозиции. Например, «прищепка-паж» для подбирания шлейфа платья. Или грузики для подола, чтобы он не задирался. Пружинка для стоячих, как требовала тогдашняя мода, воротничков. Или наусники, в которых спали, чтобы усы к утру не обвисли. А вот цилиндр, который складывался и распрямлялся с характерным звуком, за который его прозвали шапокляк. Правда, теперь, спустя более чем столетие, он уже не такой резвый. Или еще, смотрите: два крюка с костяными рукоятками. Это приспособление для натягивания сапог с узким голенищем, какие носили, например, офицеры. Спиртовки, на которых нагревали щипцы для завивки волос. Такого же типа сургучница, она стояла на письменном столе, и с ее помощью плавили сургуч, которым заклеивали письма. Причем сургуч был разных цветов, в зависимости от характера послания. Кроме того, есть предметы, которые хранят чьи-то личные тайны. В частности, открытка, содержащая буквально несколько слов. Нам удалось узнать, кто и кому их адресовал, и эта история тоже присутствует в экспозиции.
К слову, письмам на выставке посвящена целая витрина, она так и называется «Я к вам пишу». В отсутствие какой-либо связи они были единственным средством коммуникации, даже в пределах одного города. А потому их писали все и по любым поводам. Существовали даже «письмовники» — своего рода сборники шаблонных текстов на все случаи жизни, которые приличествовали тому или иному обстоятельству. Авторы писем, недолго думая, просто копировали их своим адресатам, причем в этом откровенном плагиате наши предки не видели ничего зазорного. Впрочем, письмовника на самарской выставке, увы, нет.
Фото: из архива Татьяны Макеевой
Посетители выставки восхищаются красотой бытовых вещей, тогда они были хоть и серийного производства, но в гораздо большей степени предметами искусства, отражающими моду времени. Фото: из архива Татьяны Макеевой
– Коллекции уже довольно обширные, не все удается возить с собой в другие города, — объясняет Сергей Львович. — В частности, не привезли швейную машинку, они как раз в начале XX века стали доступны некоторым российским женщинам, в Подольске открылся филиал фабрики «Зингер». Но стоили по тем временам очень дорого — 25 рублей, их покупали в кредит. Существовали кредитные книжки, у нас, кстати, есть такая. В нее наклеивали гербовые марки, их цена была эквивалентна сумме очередного взноса. В книжке особо обозначено: ни в коем случае не давайте нашим агентам на руки деньги, вклеивайте марки. Как видите, воровство и злоупотребления существовали и в то время. Еще один интересный предмет, который есть в коллекции, но отсутствует на выставке — медная жаровня в форме кувшина под крышкой с дырками. Туда, внутрь, засыпали горячие угли, и эту посудину дамы ставили себе под юбку. Она должна была их согревать в карете или в холодном помещении… А вот шатлен. Вы знаете, что это? Между прочим, весьма модный аксессуар того времени, его носили женщины-эмансипе. Он представлял собой подвеску, которая крепилась к поясу. На ней висели всякие мелочи: пудреницы, монеточницы, маленькие кошельки, всего около четырех-пяти предметов. Так вот на нашем шатлене есть свисток для отпугивания собак и вызова полиции.
Известный самарский библиограф и краевед Александр Завальный на выставке Макеевых еще не был. Но предполагает, что местные жительницы конца XIX–начала XX века вполне могли пользоваться всем, что представлено в этой экспозиции. Несмотря на то, что аристократического лоска Самара, увы, не имела.
– Самара была купеческой, с большим количеством грузчиков, лабазников, сезонных рабочих — рассказывает Александр Никифорович. — Но конец XX–начало XX века — это ее дореволюционный расцвет, когда в самом купечестве появились и художники, и серьезные меценаты, и люди, интересующиеся искусством. Присутствовала в среде горожан и значительная немецкая прослойка, в частности, основатель Жигулёвского пивоваренного завода фон Вакано, основатель макаронной фабрики Кеницер. И все же именно русское купеческое сословие задавало тон, поэтому наиболее видными представительницами женской части самарского общества были жены и дочери купцов. Но представлять их героинями комедийных пьес Островского было бы неправильно. Один из самых замечательных особняков Самары, построенный в стиле модерн архитектором Зеленко, принадлежал купцам Курлиным. И, возможно, его безукоризненный интерьер и внешний облик — заслуга именно хозяйки дома, Александры Павловны. Этот штрих говорит о том, что в Самаре уже в то время были люди, воспринимавшие жизнь и культуру по-европейски. Кстати, рядом с их домом — скромное жилище семьи Толстых, родителей писателя Алексея Толстого. Там теперь музей. Вообще, столетие назад женщины начинали играть более заметную роль в социальной жизни. В частности, несколькими учебными заведениями руководили дамы. Супруги самарских губернаторов принимали активное участие в благотворительных акциях, состояли председателями попечительских комитетов. Одной из наиболее активных общественных деятельниц Самары была жена городского главы Петра Алабина. Дореволюционные источники говорят, что она принадлежала к инициаторам создания знаменитого самарского знамени, которое в 1877 году от имени всей России вручили болгарским ополченцам во время русско-турецкой войны. И это знамя стало национальной святыней Болгарии.
По словам Александра Завального, Самара в то время вовсе не была таким дремучим городом, каким ее представлял Максим Горький, работавший в 1895-96 годах в местной газете под псевдонимом Иегудиил Хламида. В его очерках и фельетонах самарский быт изображался унылым и беспросветным, но писатель сам признавал, что был тогда зол на город, губернатора, архиерея, весь мир и самого себя. На самом деле Самара набирала промышленную силу и в дальнейшем стала одним из самых крупных центров экономической, культурной и политической жизни Поволжья. Город производил благоприятное впечатление на путешественников, здесь был уложен асфальт, ходил трамвай, в некоторых отелях успели установить лифты. Сами горожане тоже активно путешествовали — об этом свидетельствует популярность туристических справочников и путеводителей. В местных изданиях регулярно публиковалась реклама европейских модных домов. А в 1880 году в Самарской губернии был построен самый большой на континенте мост через Волгу.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости