Новости – Общество
Общество
Путешествие в прошлое
Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»
Как интерес к экспериментальной археологии возродил традиции древних народов Поволжья
22 июня, 2016 13:32
8 мин
В Красноармейском районе Самарской области, в Центре исторического моделирования «Древний Мир», 18–19 июня состоялся VII фестиваль c международным участием «Путешествие в прошлое». В нем приняли участие ученые-археологи, мастера старинных ремесел, клубы исторической реконструкции, любители боевых искусств: исторического фехтования, боя на шашках, стрельбы из лука, метания ножа.
Путешествие в прошлое — это легко, на первый взгляд. Для тех, кто едет на туристическом автобусе или собственном автомобиле из Самары или даже идет пешком пару километров по проселочной дороге от села Каменный Брод, куда ходят рейсовые автобусы, такое путешествие действительно не представляет собой никакой трудности — так, прогулка на выходной день… Развлекательная поездка с познавательным уклоном в интерактивный музей под открытым небом, где воссозданы жилища каменного и бронзового веков, павильон погребального обряда с разными типами захоронений древних людей, литейная и гончарная мастерские, где можно увидеть плавление бронзы и обжиг керамики по древним технологиям и услышать увлекательную научно-популярную лекцию на темы археологии. Посетить мастер-классы по разным видам ремесел, сфотографироваться с людьми в средневековой одежде, увидеть показательные выступления и состязания конников, рыцарей в доспехах, лучников, метателей ножей. Отведать печатного пряника с квасом или медовухой. Выпить чаю с баурсаками в настоящей казахской юрте, где, оказывается, совсем не жарко в тридцатиградусную степную жару. Пройтись по торговым рядам и приобрести на память сувенир — глиняную кружку, кованую розу или узорчатый тканый поясок.
Примерно так выглядит путешествие в прошлое для большинства из нас с вами. Но от того, чем занимаются люди, создававшие Центр исторического моделирования «Древний Мир», оно отличается примерно так же, как поездка по турпутевке от странствия первопроходца по неизведанной земле. Белых пятен немало даже в не столь уж давней истории, что говорить о тысячелетиях до нашей эры — каменном и бронзовом веках. И порой археологическая находка приносит ученым больше вопросов, чем ответов. Чтобы понять, для чего служил древним людям тот или иной найденный в раскопе предмет (а порой и маленький фрагмент неизвестной вещи) или какие технологии использовали в своей работе мастера эпохи камня или бронзы, археологам порой приходится проверять десятки гипотез, собственным опытом постигая секреты ископаемых ремесел, стараясь воспроизвести древние технологические процессы. Именно это породило особую отрасль в науке — экспериментальную археологию.
ЦИМ «Древний Мир», созданный в 2003 году Самарским региональным отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, сегодня является единственным в России круглогодично действующим полигоном экспериментальных археологических исследований.
– Вплоть до 2000 года у археологов было очень мало представлений о том, каким образом плавили металл в эпоху бронзы, — рассказывает руководитель «Литейного дворика», один из основоположников экспериментальной археологии в России, кандидат исторических наук Сергей Агапов, директор историко-эко-культурной ассоциации «Поволжье».
В рамках фестиваля проходит обучение гончарному искусству. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»
– Мы проверили с полтора десятка различных гипотез, сравнивали результаты наших экспериментов с найденными образцами и отсеивали шаг за шагом, оставляя те, которые наиболее отвечают следам, найденным в прошлом. Например, существуют две модели плавки: в одной весь жар создается внутри тигля, сосуда для плавления, а вторая — когда тигель нагревается снаружи, как кастрюлька на огне. Нам удалось выяснить, что в начале эпохи бронзы — с восьмого и вплоть до первого тысячелетия — плавка была внутритигельной, и только затем появились печи. Пять-шесть различных гипотез нам пришлось проверить экспериментальным путем и для того, чтобы узнать, как отливались бронзовые составные конских удил.
Практическую пользу от экспериментов самарских археологов оценили и коллеги из других отраслей науки: так, например, в «Древнем Мире» создаются эталоны для металлографических научных исследований, в частности образцы оловянистой бронзы, которую не выпускает промышленность. Например, для металлографической лаборатории политехнического института Ростова-на-Дону в прошлом году сделали около двух десятков эталонов с разным содержанием олова. А мастера «Гончарного дворика», Елена и Максим Борисовы, постоянно участвуют в различных исторических фестивалях, где демонстрируют обжиг керамики в тут же сложенном из кирпичей и глины горне, например, недавно вернулись из Москвы, с масштабного фестиваля «Времена и эпохи» в Коломенском.
– Гончарство обычно представляют себе так: сидит мастер, крутится круг, на котором послушно создается сосуд правильной формы, — говорит Максим Борисов. — Но если мы зайдем в краеведческий музей, то увидим там древнюю керамику, которая сделана не на гончарном круге, а вылеплена вручную либо на съемных матрицах, формах. Мы изучаем все разновидности этого производства, потому что это дает представление о том, где зародился тот или иной навык, как развивался, от какого народа к какому передавался и так далее. Для нашей территории это очень актуально, потому что после монголо-татарского нашествия многие поселения оказались опустошены, а носители ремесленных традиций либо физически истреблены, либо попали в плен. Однако монголы оказались рачительными хозяевами, и после окончания военных действий в Поволжье здесь строятся новые города и воссоздаются старые, развиваются ремесла. Сюда привозили мастеров самых разных школ — из Средней Азии, Ирана, Китая, Крыма, еще хранившего традиции античных времен.
– Многие спрашивают, зачем мы храним битую посуду, — Максим показывает на одну из полок, где расставлен явный «брак производства»: треснутые, покоробленные, развалившиеся на части горшки и кувшины. — Она вовсе не битая — это характерные следы пребывания в гончарном горне. Подобные трещины — ошлаковки, деформации — не могут произойти с готовой керамикой даже при пожаре, поэтому для археолога подобные черепки — индикатор того, что здесь было гончарное производство. Керамика хранит в себе следы технологических операций, приемов древних гончаров, и даже неудача мастера для нас — это слово в тексте, который необходимо прочитать, результат проб и ошибок.
Еще одна яркая деталь «Древнего Мира» — целая коллекция кремневых орудий — наконечников для стрел, топориков, ручных рубил, изготовленных по образцам каменного века историком Игорем Горащуком. Эти и другие эксперименты и изыскания самарских ученых из «Древнего Мира» стали основой для красочно оформленного сборника «Экспериментальная археология», изданного историко-эко-культурной ассоциацией «Поволжье». А еще — для лекций и экскурсий, которые регулярно проводятся здесь для школьников, студентов и других посетителей этого уникального «живого» музея под открытым небом. За один только весенний сезон «Древний Мир» посетили более 5 тыс. юных экскурсантов из школ области. И, наверное, столько же человек приехали на ежегодный летний фестиваль «Путешествие в прошлое», который проводится в центре «Древний Мир» по традиции в середине июня.
В этом году фестиваль продолжался два дня и собрал на своих площадках многочисленных друзей, приверженных самым разным временам: исторических реконструкторов раннего русского и скандинавского Средневековья, позднего европейского Средневековья и XVII века с его «мушкетерским» антуражем, современных казаков и любителей русского фольклора, мастеров старинных промыслов. Зрители увлеченно болели за тяжелых латников, сошедшихся на ристалище турнира «Меч Самары», метателей ножей и мастеров других видов боевых искусств, среди которых были действующие чемпионы мира и Европы, победители российских чемпионатов и турниров из Самары, Минска, Тольятти, Саратова, Пензы, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска. Ярким и зрелищным был конкурс исторического костюма в двух номинациях: реконструкция и стилизация, – а от выступления конников, в том числе и совсем юных ребят и девушек из группы «Борская крепость», продемонстрировавших чудеса джигитовки и настоящей акробатики в седле, просто захватывало дух.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости