Новости – Общество
Общество
Отложенный запуск
Самарский государственный аэрокосмический университет. Фото: Галина Курочкина / «Русская планета»
Ученики международной космической школы в Самаре разработали проект наноспутника для съемки земной поверхности
6 июля, 2015 13:45
9 мин
Самара на две недели стала центром разработки космических аппаратов. Здесь проходила международная летняя космическая школа. Студенты из Италии, Румынии, Португалии, Японии, Мексики, Колумбии, США и других стран мира изучали теорию прикладной космонавтики, а после — приняли участие в проекте по созданию наноспутников. Однако напряженная политическая ситуация заметно усложнила процесс обмена опытом, жалуются преподаватели и организаторы школы. Реализация проектов оказалась на грани срыва, переносятся сроки запусков из-за недостающих деталей, производство некоторых комплектующих приходится срочно налаживать в России. Корреспондент РП выяснил, какие новые открытия сделали студенты космической школы и как самарские конструкторы пытаются внедрить собственные разработки в систему наноспутников.
В самарской международной космической школе не увидишь облаченных в скафандры астронавтов, которые выполняли бы комплекс специальных упражнений и тренировок, ни полетов в условиях невесомости, ни хотя бы псевдо-стыковки космических кораблей. Здесь студенты работают на перспективу, более глобальную по масштабу, чем просто освоение человеком космического пространства.
– Мы не практикуем выходы в космос и работу за бортом. Это не наш профиль, — заявил аспирант межвузовской кафедры космических исследований СГАУ Зафар Гимранов. — Наша задача — научить студентов проектировать и собирать космические аппараты. После окончания «школы» слушатели будут уметь «вшивать» в бортовые системы элементы программ, которые способны работать дистанционно.
Как и на борту международной космической станции, все разговоры в «космической школе» ведутся исключительно на английском языке. Лекции читают как преподаватели СГАУ, так и педагоги из-за рубежа. В расписании — занятия по конструированию и дизайну наноспутников, основы космической навигации и космического полета, а также изучение систем проектирования для разработки печатных плат электронных систем кубсатов (от англ. CubeSat — формат малых (сверхмалых) искусственных спутников земли для исследования космоса, имеющих объем 1 литр и массу не более 1.33 кг или несколько (кратно) более. — Примеч. авт.).
– Самым интересным для меня стало программирование микроконтроллеров для бортовых наноспутников, — говорит студентка университета штата Колорадо Эрин Григгс. — Не зря мой научный руководитель отправил меня в Россию.
Впервые международная летняя космическая школа СГАУ состоялась в 2003 году. Проводилась она при активном участии Европейского космического агентства. Основатель столь необычного образовательного учреждения — заведующий межвузовской кафедрой космических исследований самарского аэрокосмического университета Игорь Белоконов. По его словам, текущая (одиннадцатая по счету) школа, в отличие от предшествующих, построена на концепции проектного обучения. Для участия в школе абитуриентам предлагалось пройти регистрацию на сайте volgaspace.ru, после чего они получали ответ от руководителя школы. Стоимость участия составляла порядка 200 евро.
Занятия в музее авиации и космонавтики СГАУ. Фото: Галина Курочкина / «Русская планета»
Занятия в музее авиации и космонавтики СГАУ. Фото: Галина Курочкина / «Русская планета»
Среди 17 слушателей космической школы всего одна россиянка, преподаватель из Санкт-Петербурга Ольга Мамутова. В интервью РП она призналась, что приехала в Самару в поиске путей научной кооперации, необходимой для написания ее кандидатской диссертации.
– Мое исследование посвящено методам проектирования микросхем, запускаемых в космос. Я рассказываю о том, какие средства при оценке надежности подсистемы памяти нужно использовать. Но для применения моих методов интересно спроектировать комплексную систему, например, цельный спутник. Быть может среди учащихся космической школы будут желающие, — надеется Ольга.
К слову, надежды девушки вполне могут оправдаться — обучаться космическим технологиям приехали не только студенты, но и работающие инженеры-конструкторы.
– Я тружусь в агентстве по разработке космического оборудования и давно интересуюсь исследованиями, проводимыми Самарским университетом, —говорит Жозе Марсал из Португалии, — мы не раз в рамках других проектов встречались со студентами аэрокосмического университета. Я рад полезным знакомствам и деловым контактам. Думаю, мой опыт позволит нам (вместе с ребятами из России) реализовать какой-либо совместный проект.
Говоря об основных задачах летней космической школы, директор института электроники и приборостроения Илья Кудрявцев подчеркнул, что самое важное для молодых ученых и конструкторов — это опыт международного сотрудничества.
Игорь Белоконов и Илья Кудрявцев. Фото: Галина Курочкина / «Русская планета»
Игорь Белоконов и Илья Кудрявцев. Фото: Галина Курочкина / «Русская планета»
– Наши ребята, отстающие зачастую от своих зарубежных сверстников в способности вести самостоятельную работу, преображаются на глазах и раскрывают собственные творческие возможности, — утверждает главный организатор школы Игорь Белоконов. — Жаль только, что нынешняя политическая обстановка в мире не способствует увеличению количества проводимых экспериментов в космосе. Мы думали закупить ряд комплектующих для своего наноспутника за рубежом, но по некоторым позициям, ранее согласованным, получили отказ, да и сроки поставки многократно начали переноситься. Это вынудило нас самим разработать необходимые комплектующие, и к концу года мы добьемся полного импортозамещения по бортовым системам и будем в состоянии делать аппараты нанокласса, укомплектованные системами только собственной разработки.
По замыслу организаторов, учащиеся школы были разделены на две команды, каждой из которой предстояло защитить проект собственного наноспутника. Реализовать задуманное ребятам помогали ассистенты межвузовской кафедры космических исследований СГАУ Денис Аваряскин, Ефим Устюгов, Зафар Гимранов и Екатерина Степанова, которой помимо всего прочего приходилось выполнять функции переводчика (справлялась она с ними, стоит заметить, блестяще). Итоги работ ученики презентовали в заключительный день пребывания в международной космической школе.
На выпускном экзамене обе команды презентовали проекты наноспутников. Учащиеся разработали техническое задание для каждого космического аппарата, указали перечень необходимых подсистем, определились с требуемыми компонентами и разработали 3D-модели спутников. Помимо этого молодые ученые рассчитали примерный вес космического оборудования и провели расчет энергетического потенциала каналов связи. Экипаж под руководством американки Эрин Григгс представил конкурсной комиссии проект наноспутника, который позволял производить исследование атмосферы планеты. При помощи спутниковой группировки Iridium исследователи планировали осуществлять передачу снимков и научных данных с наноспутника на Землю. Если бы проект был реализован, то каждый житель земного шара смог бы получать фотографии поверхности планеты в два клика. Требовался бы лишь телефон, имеющий связь со спутником.
Фрагмент презентации наноспутника, изучающего состояние ионосферы Земли. Фото: Галина Курочкина / «Русская планета»
Фрагмент презентации наноспутника, изучающего состояние ионосферы Земли. Фото: Галина Курочкина / «Русская планета»
Наноспутник второй команды, которую курировал Жозе Марсал, выполнял три основные функции: собирал информацию о состоянии ионосферы Земли, изучал влияние навигационных сигналов на ее состояние, а также разрабатывал пассивный аэродинамический стабилизатор положения спутника.
После защиты проектов наноспутников состоялась торжественная церемония закрытия. Каждый из слушателей получил сертификат международного образца. Вручая аттестаты об окончании школы Игорь Белоконов отметил, что разработки ребят могут быть положены в основу реальных проектов. Подобный опыт уже есть: в 2003-2004 гг. руководитель и учащиеся космической школы поддерживали и продвигали весьма интересный международный проект YES2, посвященный использованию 30-ти километровой тросовой системы для доставки малых грузов с орбиты. А в 2007 году этот проект был успешно реализован.
Как показывает практика, большинство выпускников международной космической школы остается в предметной области, связанной с космонавтикой. Многие после получения сертификата едут на стажировки в космические центры США и стран Европы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости