Новости – Общество
Общество
«Разноцветье регионов должно укрепить нашу страну»
Многие ребята стремятся попасть на занятия школы второй, третий раз. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»
Участники летней географической школы «Лучшая земля» рассказали школьникам, насколько важно сохранить самобытность культур местных народов
22 июля, 2016 18:35
8 мин
В детском оздоровительно-образовательном центре «Жигули», что в окрестностях села Зольное, в шестой раз прошла летняя географическая школа «Лучшая земля», в которой приняли участие более 50 школьников 5–10 классов из Самары, Жигулёвска, Новокуйбышевска, поселков Солнечная Поляна и Усть-Кинельский Самарской области. Задачей школы, проводимой совместно с Самарским отделением Русского географического общества и Тольяттинским музыкальным колледжем, было познакомить детей с региональными особенностями развития природы, искусства, традиционной культуры и привлечь их внимание к значимости такой географической науки, как регионоведение.
В Самарской области детский лагерь «Жигули» знаменит тем, что специализируется на профильных образовательных сменах. Одна из наиболее известных — «Берестечко», посвященная народным промыслам и ремеслам, проводится здесь уже более 20 лет. А еще тем, что расположен в очень красивом месте — на территории Жигулёвского заповедника, на узкой полосе между Волгой и лесистыми горами. Между домиками — прохладная тень от могучих дубов и лип, гигантские осокори на волжском берегу, разноголосый птичий хор, цветущее разнотравье с колокольчиками и душицей, сосны на склонах встающих рядом Жигулей. По словам экологов и биологов, здесь едва ли не через каждые два метра сменяются растительные экосистемы, восходя от прибрежной полосы до гор, множество редких и реликтовых растений, насекомых, птиц. Рядом — живописные Жигулёвские горы, о которых сохранилось столько сказок, былей и легенд. Их самая высокая точка — Стрельная гора, на которую ведет туристический маршрут, неподалеку — село Ширяево, где Репин писал своих знаменитых «Бурлаков на Волге». Все словно подтверждает девиз школы «Лучшая земля — это та, на которой ты живешь». Хотя тематика занятий отнюдь не исчерпывалась особенностями Самарской Луки. По уже сложившейся традиции ребята были разделены на три группы, олицетворяющие три основных региона, где с древних времен формировалась русская традиционная культура: север, юг и запад Восточноевропейской равнины. Самарская область в этом смысле интересна тем, что впитала в себя культурные особенности всех этих регионов, принесенные переселенцами из различных уголков России.
О региональных особенностях ученые и преподаватели вузов говорят в основном применительно к экономической географии, связывая их с хозяйственной деятельностью человека, обусловленной природными ресурсами и климатом. На занятиях школы «Лучшая земля» речь шла большей частью о географии культурной, помимо особенностей ландшафта, о которых рассказывала преподаватель Самарской экономической академии Наталья Иванова, дети изучали особенности региональных говоров и диалектов, а также разучивали традиционные песни севера, юга и запада Руси и самарского края.
Конечно, многим школьникам всего за неделю, а именно столько продолжалась профильная смена, нелегко было понять все то, что стремились донести до ребят педагоги, проникнуться особенностями и духом региональной традиционной культуры Севера, Запада и Юга России и научиться прослеживать их влияние в самарской культуре и характере. Тем не менее, происходящее детям было действительно интересно.
– Мы переживали, что дети будут и летом учиться, да еще два раза в день. Бедненькие… — поделилась Юлия Терентьева, педагог школы-интерната №3 поселка Солнечная Поляна. — Но теперь не жалеем — все очень интересно: увлеченные преподаватели, приветливые улыбчивые девушки-волонтеры, хорошая развлекательная и культурная программы.
Многие ребята стремятся попасть на занятия школы второй, третий раз. А студентка филфака Тольяттинского госуниверситета Татьяна Кузнецова, пять лет назад приехавшая на «Лучшую землю» школьницей 11 класса, сегодня вошла в команду проекта уже на правах преподавателя, рассказывает детям об особенностях региональных говоров.
Разные ландшафты, климатические условия, образ жизни хлеборобов или скотоводов, жителей леса или степи формируют разные темпераменты. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»
Разные ландшафты, климатические условия, образ жизни хлеборобов или скотоводов, жителей леса или степи формируют разные темпераменты. Фото: Надежда Локтева/ «Русская планета»
– Очень хотелось бы, чтобы дети приезжали сюда снова и снова, чтобы эта школа стала традиционной, — говорит преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа, фольклорист, этнограф Ирина Миронцева. — И я получаю невероятное удовольствие от этой работы, когда ко мне приходят дети, что называется, с улицы, и поют традиционный фольклор, песни бабушек и дедушек, плетут венки, водят хороводы… Не знаю, что произошло в обществе, но еще несколько лет назад я и не мечтала, что буду детям включать аутентичный фольклор, который, казалось, был интересен только специалистам. Они это воспринимали так: ха-ха-ха, бабульки поют! А сейчас я вижу, как меняется отношение молодежи к традиционной культуре в лучшую сторону. Мы имеем возможность говорить об этом с детьми, причем с детьми без музыкального образования, и оказывается, что это им интересно.
Понятие «регион» чаще связывают с административным делением — федеральным округом, областью. Но для приверженцев регионального мышления это территория, представляющая собой единое целое, прежде всего в цивилизационном, культурном, даже психологическом плане, тесно связанном с природными особенностями и хозяйственной деятельностью. Разные ландшафты, климатические условия, образ жизни хлеборобов или скотоводов, жителей леса или степи формируют разные темпераменты, разные ценности, разный менталитет, манеру речи, певческие традиции.
– Вот в северном многоголосии, например, верхний голос звучит очень высоко — в октаву. А в южном голоса звучат тесно, в узком диапазоне, — замечает Ирина Миронцева. — Я объясняю это тем, что на русском Севере люди селились на больших расстояниях друг от друга, а на юге — более плотно, кучно.
С этим можно соглашаться или не соглашаться, но очевидно то, что эти природные, исторические и культурные различия между регионами, связи между людьми, объединенными общей малой родиной, могут быть гораздо сильнее, чем политико-административные, связанные порой с произвольным проведением границ. И относиться к этим различиям нужно очень аккуратно, с уважением, развивая и укрепляя связь человека с его родной землей, любимой, а значит, самой лучшей во всех отношениях, на благо которой он готов трудиться и дорожить ею.
– Я думаю, что если бы многие политики понимали то, что мы стараемся внедрить в умы детей, то, наверное, страна жила бы лучше, — рассказал автор и руководитель проекта «Лучшая земля», научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна РАН, член Русского географического общества Юрий Рощевский. — По моей логике, то, что мы изучаем региональные аспекты с детьми, должно укрепить нашу страну. Ведь всякая система стабильнее, если она состоит из разнородных элементов. Так и разноцветье регионов делает стабильнее страну. Взять, например, Китай – древнее государство с очень пестрой региональной культурой, которую они блюдут, берегут, невзирая ни на какие катаклизмы. Но, к сожалению, нередко политикам кажется, что удобнее управлять, если подходить ко всем регионам с одной меркой. Мы стараемся донести до детей, что все люди разные, и нужно уважать всех. Об этом вроде бы говорят и приверженцы западной толерантности, но если посмотреть, что происходит сегодня с беженцами в западной Европе, то на деле, при всех красивых словах о равенстве людей, там не уважают свой собственный народ, свою собственную культуру. У нас такое было много лет назад в Набережных Челнах и в Тольятти, куда приехали люди из разных регионов строить крупные заводы. Мне многие коренные жители Тольятти рассказывали, что в первые лет двадцать им даже стыдно было признаться, что они местные, они стеснялись своей принадлежности к этому региону. Мы же считаем, что нужно не нивелировать, а дорожить особенностями своего региона, сохранять их и развивать, и тогда наша страна будет сильнее, крепче и долговечнее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости