Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Никакая мультимедийная доска не заменит указку с мелом»

Сергей Кочережко. Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ

Учитель года РФ Сергей Кочережко — о реформе образования, переписке с детьми в соцсетях и об утонувшей Жанне Д’ Арк
Галина Курочкина
10 октября, 2015 16:19
11 мин
Самарского учителя истории и обществознания Сергея Кочережко первым с днем рождения поздравил лично Владимир Путин. Неделю назад педагог МБОУ Гимназии № 1 выиграл главный конкурс педагогического мастерства в стране «Учитель года–2015», а после подведения итогов полетел на съезд лауреатов в сочинский образовательный центр «Сириус», где и встретился с президентом 8 октября. Во время поездки Кочережко дал интервью корреспонденту «Русской планеты».
– Сергей, была ли победа ожидаемой? И что в борьбе за главный приз пришлось преодолеть?
– В моей жизни много случайностей. У меня нет педагогического образования. Оканчивал я исторический факультет Самарского государственного университета. Поступая на первый курс, и предположить не мог, что когда-нибудь буду работать в школе. А на 5 курсе, когда меня отправили в школу на практику, я, можно сказать, воплотил свою детскую мечту стать учителем. Предложили остаться. Остался. Случайность. А то, как человек реагирует на эти случайности, зависит от самого человека, нам самим под силу превратить случайности в закономерность.
А по поводу конкурса — тут было несколько этапов. Муниципальный, региональный и всероссийский, в котором участвовали 77 представителей от субъектов Федерации. После заочного тура и открытого урока отобрали 15 кандидатов. Затем последовали следующие три испытания: мастер-класс, образовательный проект и дискуссия. По итогам в финал вышли пять человек. Потом эти пятеро, я в их числе, принимали участие в «круглом столе образовательных политиков» с главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым.
Многие финалисты конкурса признавались, что одним из самых сложных этапов для них стал открытый урок. Хотя, казалось бы, каждый учитель за день проводит несколько уроков…
– Все дело в том, что открытые уроки проводятся с учениками, с которыми ты не знаком. Например, на городском этапе я давал урок не в своей гимназии, а в другой школе. На областном меня вновь ждали дети из другой самарской школы. Ну а всероссийский этап конкурса проводился уже с учащимися учебных заведений Татарстана. Конкурс всегда «путешествует» и приезжает в тот регион, где живет победитель прошлого конкурса, в прошлом году первенство взяла учитель из Татарстана. Теперь вот в 2016 году та же участь ждет самарских ребят — участники всероссийского финала будут давать уроки самарским детям.
Чему был посвящен ваш открытый урок?
– Мой урок посвящался истории древнерусского государства. Если говорить о форме — я предпочитаю классическую форму урока. Не люблю групповую работу и работу в парах. Стараюсь на занятиях отбирать интересный материал, который позволил бы посмотреть на предмет с необычной стороны. И уже на основании этого сделать необычные выводы, о которых, возможно, не всегда принято писать в учебниках.
Итоги эти нередко опровергают выводы тех самых учебников. Например в открытый урок всероссийского этапа конкурса я включил пять относительно устойчивых мифов об истории древнерусского государства. Так, все вроде бы знают, что в 1242 году на Ледовом побоище на дне Чудского озера оказалось огромное количество воинов в доспехах. Под лед они ушли из-за внушительного веса их облачения. Но ведь об этом не говорится ни в одном историческом источнике, разве что в сценарии фильма гениального режиссера Сергея Эйзенштейна. Но может ли фильм быть историческим источником? Да, это замечательное художественное произведение, но не более того. Однако образ в головах засел, и мы этим пользуемся.
А если говорить о слагаемых успешного урока, то как должно строиться занятие и можно ли скучный урок превратить в увлекательный?
– Я не устаю повторять: чтобы детям было интересно, нужно, чтобы интересно это было и учителю. Мне, например, история очень нравится, и я львиную долю своего свободного времени посвящаю подготовке к урокам. Нередко приходится «перелопатить» огромное количество материала, чтобы потом на уроке уделить этому вопросу пять минут. Но это имеет свой эффект. У меня иногда складывается впечатление, что авторы учебников истории об этих «интересностях» намеренно умалчивают. Мы с детьми пытаемся добыть то, чего в учебниках не нашли.
Дмитрий Ливанов, Ольга Голодец, Сергей Кочережко и Виктор Садовничий на церемонии вручения награды «Учитель года». Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ
Дмитрий Ливанов, Ольга Голодец, Сергей Кочережко и Виктор Садовничий на церемонии вручения награды «Учитель года». Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ
А вообще, на каждом уроке должна быть какая-то определенная сверхидея — сегодня это называют метапредметной ценностью. На примере материалов древнерусского государства я выходил на тему миссии государства как такового. На занятии мы с ребятами пытались прийти к выводу, что миссия древнерусского государства, согласно данным летописей, есть идея стать центром мира накануне второго пришествия Христа. Напомним, что люди в эпоху Средневековья были весьма верующими и верили в реальность скорого конца света. И то, как летописец описывает события и действия князей, впоследствии трансформируется  в концепцию превращения Руси в центр мира накануне апокалипсиса. В этой концепции я не оригинален — потому как я учитель, а не историк и исследователь — и здесь я опираюсь на труды профессора Игоря Данилевского.
***
– Пару лет назад повсеместно говорили о реформировании системы российского образования. Сначала ЕГЭ, потом ГИА, теперь вот экзамены для перевода из начальной школы...
Особенность нашей системы образования в том, что она находится в постоянном процессе реформирования. В этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это хорошо, так как все время появляется что-то новое. С другой стороны — это новое меняется так быстро, что ты не успеваешь к этому привыкнуть.
Взять ту же систему Единого государственного экзамена — казалось бы, здесь наметилась тенденция к изменениям в лучшую сторону. К примеру, в этом году по ряду предметов, в том числе по истории и обществознанию, исчезли вопросы с простым перечислением вариантов. Но опять-таки — как учителям за год научить детей «переформатироваться» под другой тип вопросов и другой тип заданий? Если говорить обо всей системе образования, то, с одной стороны, она постоянно «реформируется», а с другой, она лишь учится подстраиваться под требования времени, информационного общества. Сегодня не нужно давать детям готовых знаний. Нужно научить детей искать информацию. Ученикам необходимо также овладеть методом достижения цели в рамках проектной деятельности.
– Но ведь российская система образования достаточно консервативна.
– Да. И в этом снова есть и плюсы, и минусы. Действительно, многим учителям школ и преподавателям вузов гораздо проще и удобней, несмотря на требования времени, читать свой курс, написанный 20 лет назад. Именно поэтому многим школьным учителям и преподавателям высших учебных заведений придется изменить подход к работе.
Но самое интересное, что во всех официальных документах этот подход уже провозглашен, непонятно только, как все это реализовать на деле. Все это требует большого количества времени и сил, поэтому нельзя все взваливать на плечи учителей. Государству и руководству системы образования необходимо систематически повышать квалификацию учителей, чтобы они могли справиться с поставленными перед ними задачами.
А еще стоит изменить структуру высшего педагогического образования, чтобы оно также соответствовало требованиям времени, а то у нас получается, что в вузе на протяжении 4 лет студента учат по старой схеме, а затем, когда он приходит работать в школу, от него требуют действий согласно новой. К тому же у нас в педагогических вузах недостаточно практики, и многие выпускники вузов попросту боятся детей, не знают, как с ними работать.
– Вы первое время тоже учеников боялись?
– У меня была другая болезнь — «болезнь молодого учителя». Это когда ты на уроке хочешь и пытаешься рассказать все, что знаешь. Порой забывая о возрастных особенностях детей. Некоторое время ушло на то, чтобы переучиться. А чтобы переучиться, требуется время и опыт старших коллег. Я очень благодарен коллегам с кафедры истории гимназии № 1, на уроках которых я учился и буду учиться. Я часто хожу на уроки коллег.
– А двойки на уроках часто ставите?
– Я человек принципиальный, у меня двойки бывают и за четверть. Один раз даже за год двойку одну поставил. Ученик там просто не хотел трудиться. А школа — это труд. И не надо думать, что у учеников «учителя года» двоек не бывает. Вообще же, в отношении каждого ребенка должен быть индивидуальный подход. Да, это трудно. К тому же мальчики и девочки в разном возрасте по-разному реагируют на порицание и похвалу. Внимание надо обращать на все: на тип характера, на темперамент. В этом и есть трудность воспитания.
***
– Ученики вас с победой поздравили? Заждались уже, наверное?
– Каждый день пишут сообщения во «Вконтакте», спрашивают, когда приеду. Говорят: «Нам ГИА в мае сдавать!»
– И такое неформальное общение посредством социальных сетей у вас приветствуется?
Поскольку у нас информационное общество, уйти от этого никак нельзя. К тому же обмениваться с детьми «быстрой» информацией — дать ответ на вопрос, пояснить домашнее задание — действительно гораздо проще через «Вконтакте» или созданный мною сайт. Сегодня у многих учеников есть куча гаджетов.
Но ни в коем случае нельзя на уроке из этих технических средств делать цель. Очень часто можно увидеть такие инновационные уроки, в которых все занятие посвящено тому, что происходит на интерактивной доске. Все сидят за компьютерами, и никакого живого общения не происходит. Нельзя забывать, что IT — это всего лишь средство. Настоящее мастерство учителя — воспитать хорошего человека с мелом в руке и с одной доской на стене, а уж есть компьютер или нет — это другой вопрос. Представьте, если в школе выключат свет, а у тебя весь урок построен на использовании интерактивной доски — ты же в лужу сядешь. Мастерство учителя в том, чтобы, даже если все это отключат, ты провел интересный урок.
– Правда ли, что вы собираете «перлы» учеников?
– Когда проверяешь задания ЕГЭ, такого начитаешься…У кого-то Жанна Д’ Арк утонула, а не сгорела, у других глухим вдруг сделался Моцарт, а не Бетховен. Слепоту многим «приписывают». Я, когда проверяю работы, всегда эти «забавные» опусы выписываю. Пусть дети учатся на чужих, а не на своих ошибках.
– Чем вы увлекаетесь?
– Моя слабость — интеллектуальные игры. Часто с друзьями собираемся в клубе «60 секунд» и играем в «Что? Где? Когда?». Много свободного времени занимает «Клуб молодых педагогов», председателем которого я являюсь. Именно здесь я обрел верных друзей и познакомился с будущей женой. Она тоже учитель — английского языка. Поэтому нам всегда есть о чем поговорить. Сидят сейчас дома с 8-месячной Лизой и папу ждут.
– Дочери подарок приготовили?
– Привет вот с пожеланиями счастья от президента России везу. У меня теперь есть не только хрустальный пеликан, но и именные часы от президента. А у дочки — поздравления за подписью Путина. Здорово, что я родился в этот день!
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ