Новости – Общество
Общество
«Никакая мультимедийная доска не заменит указку с мелом»
Сергей Кочережко. Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ
Учитель года РФ Сергей Кочережко — о реформе образования, переписке с детьми в соцсетях и об утонувшей Жанне Д’ Арк
10 октября, 2015 16:19
11 мин
Самарского учителя истории и обществознания Сергея Кочережко первым с днем рождения поздравил лично Владимир Путин. Неделю назад педагог МБОУ Гимназии № 1 выиграл главный конкурс педагогического мастерства в стране «Учитель года–2015», а после подведения итогов полетел на съезд лауреатов в сочинский образовательный центр «Сириус», где и встретился с президентом 8 октября. Во время поездки Кочережко дал интервью корреспонденту «Русской планеты».
– Сергей, была ли победа ожидаемой? И что в борьбе за главный приз пришлось преодолеть?
– В моей жизни много случайностей. У меня нет педагогического образования. Оканчивал я исторический факультет Самарского государственного университета. Поступая на первый курс, и предположить не мог, что когда-нибудь буду работать в школе. А на 5 курсе, когда меня отправили в школу на практику, я, можно сказать, воплотил свою детскую мечту стать учителем. Предложили остаться. Остался. Случайность. А то, как человек реагирует на эти случайности, зависит от самого человека, нам самим под силу превратить случайности в закономерность.
А по поводу конкурса — тут было несколько этапов. Муниципальный, региональный и всероссийский, в котором участвовали 77 представителей от субъектов Федерации. После заочного тура и открытого урока отобрали 15 кандидатов. Затем последовали следующие три испытания: мастер-класс, образовательный проект и дискуссия. По итогам в финал вышли пять человек. Потом эти пятеро, я в их числе, принимали участие в «круглом столе образовательных политиков» с главой Минобрнауки Дмитрием Ливановым.
– Многие финалисты конкурса признавались, что одним из самых сложных этапов для них стал открытый урок. Хотя, казалось бы, каждый учитель за день проводит несколько уроков…
– Все дело в том, что открытые уроки проводятся с учениками, с которыми ты не знаком. Например, на городском этапе я давал урок не в своей гимназии, а в другой школе. На областном меня вновь ждали дети из другой самарской школы. Ну а всероссийский этап конкурса проводился уже с учащимися учебных заведений Татарстана. Конкурс всегда «путешествует» и приезжает в тот регион, где живет победитель прошлого конкурса, в прошлом году первенство взяла учитель из Татарстана. Теперь вот в 2016 году та же участь ждет самарских ребят — участники всероссийского финала будут давать уроки самарским детям.
– Чему был посвящен ваш открытый урок?
– Мой урок посвящался истории древнерусского государства. Если говорить о форме — я предпочитаю классическую форму урока. Не люблю групповую работу и работу в парах. Стараюсь на занятиях отбирать интересный материал, который позволил бы посмотреть на предмет с необычной стороны. И уже на основании этого сделать необычные выводы, о которых, возможно, не всегда принято писать в учебниках.
Итоги эти нередко опровергают выводы тех самых учебников. Например в открытый урок всероссийского этапа конкурса я включил пять относительно устойчивых мифов об истории древнерусского государства. Так, все вроде бы знают, что в 1242 году на Ледовом побоище на дне Чудского озера оказалось огромное количество воинов в доспехах. Под лед они ушли из-за внушительного веса их облачения. Но ведь об этом не говорится ни в одном историческом источнике, разве что в сценарии фильма гениального режиссера Сергея Эйзенштейна. Но может ли фильм быть историческим источником? Да, это замечательное художественное произведение, но не более того. Однако образ в головах засел, и мы этим пользуемся.
– А если говорить о слагаемых успешного урока, то как должно строиться занятие и можно ли скучный урок превратить в увлекательный?
– Я не устаю повторять: чтобы детям было интересно, нужно, чтобы интересно это было и учителю. Мне, например, история очень нравится, и я львиную долю своего свободного времени посвящаю подготовке к урокам. Нередко приходится «перелопатить» огромное количество материала, чтобы потом на уроке уделить этому вопросу пять минут. Но это имеет свой эффект. У меня иногда складывается впечатление, что авторы учебников истории об этих «интересностях» намеренно умалчивают. Мы с детьми пытаемся добыть то, чего в учебниках не нашли.
Дмитрий Ливанов, Ольга Голодец, Сергей Кочережко и Виктор Садовничий на церемонии вручения награды «Учитель года». Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ
Дмитрий Ливанов, Ольга Голодец, Сергей Кочережко и Виктор Садовничий на церемонии вручения награды «Учитель года». Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ
А вообще, на каждом уроке должна быть какая-то определенная сверхидея — сегодня это называют метапредметной ценностью. На примере материалов древнерусского государства я выходил на тему миссии государства как такового. На занятии мы с ребятами пытались прийти к выводу, что миссия древнерусского государства, согласно данным летописей, есть идея стать центром мира накануне второго пришествия Христа. Напомним, что люди в эпоху Средневековья были весьма верующими и верили в реальность скорого конца света. И то, как летописец описывает события и действия князей, впоследствии трансформируется в концепцию превращения Руси в центр мира накануне апокалипсиса. В этой концепции я не оригинален — потому как я учитель, а не историк и исследователь — и здесь я опираюсь на труды профессора Игоря Данилевского.
***
– Пару лет назад повсеместно говорили о реформировании системы российского образования. Сначала ЕГЭ, потом ГИА, теперь вот экзамены для перевода из начальной школы...
– Особенность нашей системы образования в том, что она находится в постоянном процессе реформирования. В этом есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это хорошо, так как все время появляется что-то новое. С другой стороны — это новое меняется так быстро, что ты не успеваешь к этому привыкнуть.
Взять ту же систему Единого государственного экзамена — казалось бы, здесь наметилась тенденция к изменениям в лучшую сторону. К примеру, в этом году по ряду предметов, в том числе по истории и обществознанию, исчезли вопросы с простым перечислением вариантов. Но опять-таки — как учителям за год научить детей «переформатироваться» под другой тип вопросов и другой тип заданий? Если говорить обо всей системе образования, то, с одной стороны, она постоянно «реформируется», а с другой, она лишь учится подстраиваться под требования времени, информационного общества. Сегодня не нужно давать детям готовых знаний. Нужно научить детей искать информацию. Ученикам необходимо также овладеть методом достижения цели в рамках проектной деятельности.
– Но ведь российская система образования достаточно консервативна.
– Да. И в этом снова есть и плюсы, и минусы. Действительно, многим учителям школ и преподавателям вузов гораздо проще и удобней, несмотря на требования времени, читать свой курс, написанный 20 лет назад. Именно поэтому многим школьным учителям и преподавателям высших учебных заведений придется изменить подход к работе.
Но самое интересное, что во всех официальных документах этот подход уже провозглашен, непонятно только, как все это реализовать на деле. Все это требует большого количества времени и сил, поэтому нельзя все взваливать на плечи учителей. Государству и руководству системы образования необходимо систематически повышать квалификацию учителей, чтобы они могли справиться с поставленными перед ними задачами.
А еще стоит изменить структуру высшего педагогического образования, чтобы оно также соответствовало требованиям времени, а то у нас получается, что в вузе на протяжении 4 лет студента учат по старой схеме, а затем, когда он приходит работать в школу, от него требуют действий согласно новой. К тому же у нас в педагогических вузах недостаточно практики, и многие выпускники вузов попросту боятся детей, не знают, как с ними работать.
– Вы первое время тоже учеников боялись?
– У меня была другая болезнь — «болезнь молодого учителя». Это когда ты на уроке хочешь и пытаешься рассказать все, что знаешь. Порой забывая о возрастных особенностях детей. Некоторое время ушло на то, чтобы переучиться. А чтобы переучиться, требуется время и опыт старших коллег. Я очень благодарен коллегам с кафедры истории гимназии № 1, на уроках которых я учился и буду учиться. Я часто хожу на уроки коллег.
– А двойки на уроках часто ставите?
– Я человек принципиальный, у меня двойки бывают и за четверть. Один раз даже за год двойку одну поставил. Ученик там просто не хотел трудиться. А школа — это труд. И не надо думать, что у учеников «учителя года» двоек не бывает. Вообще же, в отношении каждого ребенка должен быть индивидуальный подход. Да, это трудно. К тому же мальчики и девочки в разном возрасте по-разному реагируют на порицание и похвалу. Внимание надо обращать на все: на тип характера, на темперамент. В этом и есть трудность воспитания.
***
– Ученики вас с победой поздравили? Заждались уже, наверное?
– Каждый день пишут сообщения во «Вконтакте», спрашивают, когда приеду. Говорят: «Нам ГИА в мае сдавать!»
– И такое неформальное общение посредством социальных сетей у вас приветствуется?
– Поскольку у нас информационное общество, уйти от этого никак нельзя. К тому же обмениваться с детьми «быстрой» информацией — дать ответ на вопрос, пояснить домашнее задание — действительно гораздо проще через «Вконтакте» или созданный мною сайт. Сегодня у многих учеников есть куча гаджетов.
Но ни в коем случае нельзя на уроке из этих технических средств делать цель. Очень часто можно увидеть такие инновационные уроки, в которых все занятие посвящено тому, что происходит на интерактивной доске. Все сидят за компьютерами, и никакого живого общения не происходит. Нельзя забывать, что IT — это всего лишь средство. Настоящее мастерство учителя — воспитать хорошего человека с мелом в руке и с одной доской на стене, а уж есть компьютер или нет — это другой вопрос. Представьте, если в школе выключат свет, а у тебя весь урок построен на использовании интерактивной доски — ты же в лужу сядешь. Мастерство учителя в том, чтобы, даже если все это отключат, ты провел интересный урок.
– Правда ли, что вы собираете «перлы» учеников?
– Когда проверяешь задания ЕГЭ, такого начитаешься…У кого-то Жанна Д’ Арк утонула, а не сгорела, у других глухим вдруг сделался Моцарт, а не Бетховен. Слепоту многим «приписывают». Я, когда проверяю работы, всегда эти «забавные» опусы выписываю. Пусть дети учатся на чужих, а не на своих ошибках.
– Чем вы увлекаетесь?
– Моя слабость — интеллектуальные игры. Часто с друзьями собираемся в клубе «60 секунд» и играем в «Что? Где? Когда?». Много свободного времени занимает «Клуб молодых педагогов», председателем которого я являюсь. Именно здесь я обрел верных друзей и познакомился с будущей женой. Она тоже учитель — английского языка. Поэтому нам всегда есть о чем поговорить. Сидят сейчас дома с 8-месячной Лизой и папу ждут.
– Дочери подарок приготовили?
– Привет вот с пожеланиями счастья от президента России везу. У меня теперь есть не только хрустальный пеликан, но и именные часы от президента. А у дочки — поздравления за подписью Путина. Здорово, что я родился в этот день!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости