Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Трансформация эпох

Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»

Исторические события и модные тенденции — на открытках двух столетий
Кристина Тараева
28 марта, 2016 17:44
11 мин
В самарском историко-краеведческом музее им. П.В Алабина проходит выставка «Он и Она: мужчина и женщина в почтовой открытке». Наряду с существующими видами изобразительного искусства почтовая открытка знакомит нас с воплощениями и стандартами идеала мужчины и женщины XIX–XX веков. В калейдоскопе представленных образов раскрываются символы красоты, времени и пространства на протяжении нескольких эпох. Корреспондент РП побывал на выставке и убедился в том, что почтовая открытка не только средство коммуникации, но и настоящее произведение искусства.
На сегодняшний день в фондах музея насчитывается порядка 3000 почтовых открыток, 300 из которых задействованы в самой экспозиции. По замечаниям организаторов, идея создания такой выставки обусловлена тем, что до недавнего времени отдел истории показывал тематические экспозиции, минуя постоянные коллекции музея. Таким образом, уже в начале марта многочисленное собрание почтовых открыток было представлено посетителю.
– Мы отсмотрели почтовые открытки, и обнаружили в них целую галерею женских образов. Но так как женский мир существует в неразрывной связи с мужским, мы решили проследить, как раскрываются стандарты идеала женской и мужской красоты в изобразительной открытке, — поясняет заведующая отделом истории историко-краеведческого музея им. П.В Алабина Ирина Лазарева.
В основе художественной концепции выставки лежит идея замкнутой темы в рамках отдельно взятой витрины, — комментирует ведущий художник историко-краеведческого музея им. П.В Алабина Олег Ефимушкин. — На вертикально ориентированном паспарту, напоминающем страницу фотоальбома, представлены подлинники почтовых открыток. Так как сама открытка представляет собой все-таки легкий жанр, было принято решение расположить подлинники в гармоничном ненавязчивом ритме. Для того чтобы более детально рассмотреть представленные в экспозиции подлинники было решено вывести их электронные копии в интерактивное пространство.
Свою историю почтовая открытка ведет с 1869 года. Именно в этот период появляются почтовые карточки, которые применялись в качестве поздравительных отправлений или как элемент личной коллекции. Изобразительная открытка появляется в 1872 году, после Франко-Прусской войны. Ее предтечей стали случаи, когда солдаты изображали произвольные рисунки на почтовой карточке, посылая сообщения с фронта. Одновременно с этим событием почтовая открытка появляется и в России, однако в изобразительном варианте она распространяется только в 1895 году, когда министерством внутренних дел было официально разрешено отпечатывать почтовые карточки частного изготовления. Первоначально это были фотографические видовые открытки, изображавшие достопримечательности Москвы. До этого на протяжении почти двадцати с половиной лет, иллюстрированные открытки завозились к нам из Европы.
Открывает экспозицию галерея женских образов дореволюционного периода, главным образом эпохи ар-нуво. До конца XIX – начала XX века была типична неоднозначная и двусмысленная концепция женской красоты, с загадочным взглядом, вызывающей сексуальностью, которая притягивает и одновременно угрожает опасностью. Прекрасная и вздорная, нежная и лживая, объект любования и насмешки — такой двойственной предстает женщина в мире почтовой открытки начала XX века. Особую популярность в указанный период получают мифологические сюжеты, а евангельские образы тем временем переосмысливаются, приобретая черты «роковых женщин».
Открытки рубежа веков знакомят нас со всевозможными моделями женского платья, головных уборов, причесок, украшений и аксессуаров. Некоторые из этих моделей сопровождаются историко-бытовыми предметами, заставляя представленные образы «оживать». Так, воссоздать атмосферу женского мира в указанную эпоху помогают миниатюрные веера, шляпки, перчатки, сборники стихов и т.д.
Мода эпохи модерн завораживает своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее. Если мы обратимся к элементам женского костюма, то здесь сможем увидеть как на смену пышным и объемным платьям приходит абсолютно утонченный крой, создающий ощущение легкости и невесомости. Этот костюм отказывается от всего старого и присягает новой вере. Неотъемлемым элементом женского гардероба были шляпки, которые пышно украшались цветами, перьями, декоративными лентами, оборками из кружева, воздушными тканями и тесьмой. Женщины эпохи модерн носили шляпку с большим достоинством: выйти из дома без нее считалось дурным тоном. Главным требованием к шляпке было то, чтобы она едва касалась прически, и было совершенно незаметно, как она прикреплена. Немаловажным атрибутом, дополняющим неземной женский образ, был изящный зонтик.
Так же на рубеже веков были популярны изображения в стиле «ню», где восхищение вызывают не только лицо женщины и ее наряды, но и обнаженная фигура. Женщину, затянутую корсетом и задрапированную с ног до головы, сменяет свободная красавица.
– В большинстве случаев на почтовых открытках мы встречаем картины художников, которые экспонировались в парижских салонах. На такие образы можно смотреть без стеснения, так как главной целью художника была трансляция первозданной красоты женской природы, — говорит Ирина Лазарева.
Дореволюционная фигура мужчины трактуется как образ творца и созидателя. Это был представитель сразу трех, казалось бы, несовместимых качеств: разумность, мужская сила и интуиция. Это любитель всего нового и неординарного, который способен создавать собственную реальность и жить в ней, поддерживая творческий беспорядок и воспевая свой воображаемый мир. Среди представленных портретов мы можем встретить всеми узнаваемый образ Льва Толстого, родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева, и образ великого композитора Людвига ван Бетховена.
Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»
Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»
Кроме того, в указанный период было весьма популярным изображение театральных актеров Московского художественного театра 1910 гг., с их неповторимой харизмой и многоликостью творческих амплуа. Однако, по мнению Ирины Николаевны Лазаревой, несмотря на многогранность натуры, образ мужчины мало менялся с течением времени. Но в открытках мы можем проследить смену психологического портрета мужчины на протяжении всего времени. Говоря о внешнем облике, мужская одежда в обозначенный период окончательно унифицировалась: крой упростился, цвета стали более однообразными. Неотъемлемым атрибутом мужского образа была трость.
Фигура мужчины существовала в едином тандеме с женским образом. Это, несомненно, мужчина-революционер, охваченный бунтарскими настроениями. Такой мужчина всегда находился в оппозиции. Невозмутимый, уверенный в себе и решительный. Его потребность в свободе безгранична. Он высоко ценит индивидуальность и открыт для передовых идей. 
Мужские и женские образы указанного периода, отличаются от предшествующей эпохи своей документальностью и в некотором смысле аскетичностью художественного решения: большинство изображений выполнены в одноцветной печати и низком качестве.
В 30-е годы XX века с развитием фототехники популярной становится фотооткрытка с элементами документального репортажа: изобразительное фотоискусство во многом шагнуло вперед, привнося с собой новые художественные решения в оформлении почтовых открыток:
– Продолжая традицию революционной эпохи, главными героинями фотоизображений были сильные и независимые женщины. Только теперь на смену революционеркам пришли героини труда, чей подвиг воспевался в художественной культуре. Одним из примеров может послужить серия фотооткрыток с изображением женского экипажа самолета «Родина» (самолет АНТ-37 «Родина» — знаменитый самолет, который по официальным данным в сентябре 1938 года совершил беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, протяженностью 6450 км, — Примеч. авт.). Это были первые в истории нашей страны женщины, которые были удостоены званий Героев Советского Союза, — комментирует Валерия Плетнева.
Отличная от будничного образа советской женщины внешность героини кино славилась своей утонченной и грациозной натурой. Изображения актрис любили печатать на открытках. В некоторых семьях до сих пор сохранились коллекции этих фотографий.
Женская мода советского периода не была отмечена многообразием стилей в отличие от предшествующих эпох. Унифицированный характер одежды более не подчеркивал изящности женской фигуры. Однако мода тех времен была продиктована не только идеологическим подтекстом.
– По сравнению со столичными городами, куда приезжали иностранцы, в провинции наблюдалось затишье: провинциальным модницам ориентироваться было попросту не на кого. В формировании женского образа большую роль играли журналы «Работница», «Крестьянка». По представленным в них моделям создавались индивидуальные наряды, — поясняет Лазарева.
В экспозиции представлены открытки с портретами артистов Куйбышевской оперы. В дополнение созданного антуража на витринах расположились театральные программки и предметы личного обихода советских актеров.
Продиктованный веянием времени в указанный период популярным становится героический образ мужчины-первооткрывателя, который бросает вызов самой природе. Это было время, когда страна грезила покорением Севера.
Единением двух театральных миров в экспозиции стала авторская выставка бумагопластики, центральным объектом которой стала тематическая «3D» открытка «Он и Она».
– Идея дополнить выставку ретро-открыток изделиями из бумаги заключалась в том, чтобы подчеркнуть разнообразие ее применения. Изделия выполнены в технике бумагопластики, которая является трехмерным прочтением изобразительного пространства, — комментирует Анна Митко, главный художник Сызранского драматического театра имени А.Н.Толстого. — Так же центральная часть экспозиции представлена объемными фигурами: это женщины в костюме стиля «Ампир», «Ханума», Ангел города, Муза Мельпомена, Боярыня Акулина, Лилитук (кукла-макет Лилитука — инопланетного цветка в спектакле «Космические пираты»).
Несмотря на абсолютную полярность мужской и женской природы, мир каждого из них определялся исключительно в процессе совместного взаимодействия. Финальным аккордом становится воссоединение мира мужчины и женщины. Здесь мы можем увидеть открытки с изображением влюбленных пар, и результат их союза — дети. Венчают экспозицию поздравительные пасхальные и праздничные советские открытки.
Представленные в экспозиции подлинники очень подробно прослеживают эволюцию образов на протяжении веков, оставляя в поле зрения самое главное — время над идеалом не властно. 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ